• четверг, 28 Марта, 20:08
  • Baku Баку 13°C

Ливан предостерегает

28 марта 2019 | 11:47
Ливан предостерегает

НРАВЫ
Если конфликт в Сирии не удастся разрешить в ближайшем будущем, Европу захлестнут новые волны миграции беженцев, заявил в Москве президент Ливана Мишель Наим Аун на встрече с председателем Госдумы России Вячеславом Володиным.
По словам Ауна, экономическая ситуация в Ливане, на территории которого находятся полтора миллиона сирийских беженцев, может подтолкнуть их к миграции в Старый Свет, и если европейские руководители не поспособствуют скорейшему возвращению сирийских беженцев на родину, «железный поток» с Ближнего Востока хлынет, скорее всего, именно туда.
Судя по отчетам ООН, Бейрут форсирует процесс добровольного выезда сирийцев, обитающих в палаточных лагерях по всей территории страны. То есть Аун прав в том плане, что нет никакой необходимости дожидаться сложа руки политического урегулирования нескончаемого конфликта в Сирии, поскольку беженцы вполне могут вернуться поэтапно в те районы, которые стали бе­зопасными, откуда выкурены боевики так называемого «Исламского государства» (ИГ) и прочих радикальных группировок.
Иного мнения, однако, придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Недавно его руководитель Филиппо Гранди в ответ на требования ливанских властей однозначно заявил, что условий для возвращения на родину сирийцев, переместившихся из-за войны в соседние страны, до сих пор не создано.
Так, последняя операция по перемещению беженцев через границу из горного района Эрсаль была проведена в июле прошлого года. Эта была вторая группа сирийцев из 3,6 тыс. человек, заявивших о желании вернуться в свои дома, расположенные в местечке Флита и других селениях в горной местности Западный Каламун в 60 км от Дамаска. Вроде ничего, обошлось, и люди вернулись в свои дома, но там их ожидало действие башаровского закона №10 о недвижимости, согласно которому имущество может быть запросто и без пояснений изъято у противников политической власти, а потому беженцы вынуждены были, но теперь уже нелегально, вернуться в Ливан, где их поджидали местные силовики. И так группа бедолаг перемещалась несколько раз, как тот врач из фильма «Приключения итальянцев в России», но в итоге их приютила… Турция.
Настойчивость ливанских властей найти решение проблемы беженцев путем двусторонних контактов с Дамаском тоже обречена, и опять же в силу упомянутого закона, а также из-за аховой экономической ситуации в самом Ливане, который и сам находится на грани гражданской войны.
Так что беженцы, с одной стороны, сами хотели бы переждать войну, но временное пристанище, как ни прискорбно, стало постоянным. Теперь многие их них подумывают о том, чтобы перебраться в Европу, поскольку ливанское правительство резко повысило поборы за продление виз, да и документов надо собрать целую папку. А потому многие из них автоматически становятся нелегалами в соседней стране, что полностью изменило жизнь людей - из лагеря они выйти не могут, даже в магазин за пределами палаток сходить нельзя, не то, чтобы найти работу. То есть получается, что если кого-то из них ограбили, они не смогут обратиться в полицию, если кто-то заболел, не получит квалифицированную медицинскую помощь, в отличие от Турции, где есть даже школы для беженцев и вообще действует автономный режим чуть ли не с муниципалитетами.
Между тем, как выясняется, дома беженцев не очень-то и ждут, хотя Башар Асад и говорит, что «для возвращения приемлем любой день, и нет никаких препятствий». Понятное дело, он клятвенно заверяет, что его власть прилагает и будет прилагать максимум усилий, чтобы способствовать возвращению беженцев как внутри Сирии, так и за ее пределами, однако действия сирийских исполнителей говорят об обратном.
Так, сирийский режим ввел непременное условие для беженцев - мужчин призывного возраста: через полгода после возвращения все они (кроме инвалидов) обязаны явиться в армейские подразделения и в течение года служить в правительственной армии. Этот закон очень сильно пугает людей, и именно поэтому, если посмотреть на статистику вернувшихся в Сирию, станет понятно, почему три четверти из них - женщины и дети. Однако и с детьми не так уж и просто. Совсем недавно Комитет ООН по правам ребенка заявил, что в Сирии штрафуют семьи, которые не смогли зарегистрировать детей, родившихся во время войны (потому что их родители стали вынужденными переселенцами или беженцами).
Ну, и более подробно о том, как, кроме прочего, год назад правительством Башара Асада был принят закон №10 о недвижимости. Из-за этого закона, который позволяет лишить собственности как политических противников сирийской власти (людей, которые воевали против режима), так и заселить стратегические важные регионы Сирии лояльным населением (например, шиитами из Ирака), миллионы сирийцев фактически остались без крыши над головой, так как сирийское правительство ввело ультимативно короткий срок для предоставления подтверждающих право на собственность документов.
Но самой главной проблемой возвращения является полное отсутствие гарантий безопасности, а точнее, то, что в «гарантии» сирийского режима никто не верит.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать