• среда, 24 Апреля, 03:15
  • Baku Баку 14°C

Между двух стульев

08 апреля 2019 | 18:23
Между двух стульев

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В последнее время на российском телевидении участились передачи, в которых Роберт Кочарян представлен как политически преследуемый, а действующее правительство Армении в лице премьер-министра Никола Пашиняна - как заказчик уголовного преследования второго президента Армении.
Впрочем, «антиармянскую волну» в российских СМИ в самой Армении связывают с попыткой Москвы «ускользнуть» от ответственности за расстрел в армянском парламенте 27 октября 1999 года, считая, что «настойчивость России, с которой она пытается поддержать Кочаряна, - очень интересное признание с целью скрыть свои преступления». Поводом для такого рода утверждений стала передача телекомпании «Россия 24», где, по мнению армянской стороны, была представлена «односторонняя, манипуляционная информация о происходящих в Армении событиях, в частности, о процессе дела 1 Марта».
Россия в статусе изгоя?
При этом официальный Ереван демонстрирует безразличное отношение к этому вопросу, особенно премьер-министр Пашинян, который лично реагирует на самые незначительные события. Чего нельзя сказать об армянском экспертном сообществе.
Так, по мнению политолога Аркадия Варданяна, необходимо на государственном уровне «пресечь» российскую антипропагандистскую деятельность. С упованием отмечая, что «если внимательно следить за геополитическими событиями, то нетрудно заметить, что Россия постепенно становится все более и более в статусе «изгоя», Варданян приводит в пример тот факт, что Международный уголовный суд в Гааге уже подтвердил, что Россия участвует в военных преступлениях в Украине, и то, что делает Москва, является не чем иным, как тяжким преступлением против другой страны.
К слову, Россия в ответ на эти обвинения заявила, что больше не признает юрисдикцию Гаагского международного суда, однако армянские эксперты считают, что «если преступление имело место в то время, когда Россия пока признавала юрисдикцию этого суда, то это означает, что преступление обязательно должно быть предметом обсуждения в данном суде». А последние атаки российских СМИ в отношении Армении, мол, говорят о том, что мы имеем дело с преступниками, и пока «выявляется имущество Путина, а там миллиарды незаконно накопленных средств, Армения должна дать четкий ответ действиям России».
Ну и как должен в таком случае реагировать президент России на обвинения своего стратегического партнера?! Особенно если учитывать, что армянские аналитики уже ссылаются на заявления своего министра обороны, говоря о том, что «отныне мы начинаем более четко и твердо менять вектор нашей внешней политики». Можно подумать, что Армения, заявляя о неизменности своего внешнеполитического курса, действительно шла на сближение с Россией. Скорее, она сидела между двух стульев, а это и неудобно, и недостойно.
Это не пророссийская политика
Как считает эксперт по политическим и избирательным технологиям Армен Бадалян, проблема куда сложнее, чем кажется на первый взгляд, поскольку в апреле-мае 2018 года Никол Пашинян не только не изменил вектор внешней политики, но и взял курс, который называется «понравиться не столько России, сколько Путину». Его целью было доказать, что события в Армении не имеют западной ориентации и не являются цветной революцией. Однако в вопросе задержания Кочаряна он никак не мог пойти на уступку Путину, поскольку Кочарян когда-то его засадил в тюрьму. И это было делом чести. Не остановили Пашиняна даже соображения государственной важности.
Понимая политику, проводимую Пашиняном, Москва, в свою очередь, постоянно повышает планку, и этой планкой является намек на освобождение Роберта Кочаряна, который периодически делается действующему премьер-министру Армении. То есть отправки военной миссии в Сирию, неучастие в учениях НАТО, отсутствие политической повестки дня с США, поддержание отношений с ЕС на прежнем уровне - всего этого мало России... И вот на таком фоне армянский премьер постоянно твердит, что армяно-российские отношения блестящие, но это заявление тоже, как ни крути, больше похоже на лесть, чем на правду.
Армянские эксперты, полагая, что российские СМИ находятся под контролем российского президента, считают, что если такие репортажи транслируются, то это означает, что существует прямое распоряжение российского президента.
Безысходность во всем
Побывавший в Гюмри Никол Пашинян посетил и 102-ю российскую военную базу, которую в Армении считают открытой раной армянских интересов, достоинства, суверенитета во многих случаях с летальным исходом.
Армянское аналитическое пространство считает очевидным, что наличие военной базы со временем становится для России неактуальным. И это создает предпосылки для работы Армении с Москвой в этом направлении, поскольку для сохранения актуальности базы Москве либо нужно смириться с мыслью о равноправных и суверенных отношениях с Арменией, либо приступить к более жестким нападкам на суверенитет Армении.
Этот визит в Гюмри со всей отчетливостью продемонстрировал, что во всех сферах, как и прежде, царит та же безысходность - необустроенные улицы, невыплаченные пособия, тотальная нищета, отсутствие удобрений и т.д. Это говорит о том, что государственная структура управления фактически не работает или работает с крайней неэффективностью.
То есть как и во внешней политике, так и во внутренней, Никол Пашинян устанавливает высокие планки работы, однако у него нет государственной системы управления, соответствующей этой планке. И поэтому, в широком смысле, у Никола Пашиняна два варианта - или он должен спустить свои планку и стремления, что означает вести страну назад, к застою, инерционному течению, или ставить те задачи, которые может выполнить его убогий кабинет. При этом не тыкать пальцем в сторону России. Чревато.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать