• четверг, 28 Марта, 23:59
  • Baku Баку 13°C

С небес на землю

26 апреля 2019 | 15:13
С небес на землю

ВЗГЛЯД
Армянского премьера Никола Пашиняна одолевает новая забота - необходимость разработки общественного дискурса по карабахской проблематике. Он сетует и негодует: дескать, «отправляясь на переговоры по карабахскому вопросу, ему не даются четкие наставления относительно целей и задач». Ему, видите ли, никто не говорит - что и как делать.
Сюжет вполне тянет на новый армянский анекдот. Человек, занимающий премьерское кресло, после года пребывания во власти, вспомнил вдруг, что в стране не было общественных дискуссий и политических дебатов. Надо понимать, он все еще не осознает ответственность перед миссией, которую возложил на себя после многочисленных уличных шествий, площадных демонстраций, революционной смены режима, наконец, внеочередных выборов в Национальное собрание, где карабахская тема не только фигурировала, но была одной из ключевых.
Словом, Пашинян продолжает валять дурочку, и уже не для внутреннего пользования, а для внешнего показа, и чтобы выглядеть убедительным, выказывает недовольство неопределенностью и возникающими разночтениями.
На самом деле отсутствие общественного дискурса по карабахской теме, о чем талдычит Пашинян, как о данности, есть производное политической несостоятельности национальной элиты, которая вместо того, чтобы повернуться к ней лицом и найти алгоритм, шарахается от нее как черт от ладана и принимает сие как нормальное и вполне приемлемое состояние.
Следом премьер сам же себя дезавуирует, напоминая, что, мол, «по Карабаху мы предъявили законные права, потребовали его воссоединения с Арменией, победили в войне и строим государство, даже не рассматривая вероятность возврата к старому». Откровенно признаваясь в агрессии, Пашинян фактически утверждает фальшивую повестку, полагая, что «общество другой повестки никогда не признавало».
В некотором роде человек, вовлеченный в политический процесс, в котором участвуют иностранные посредники, осторожно, с дрожащими голосом и рукой пытается подвести базу под преступный акт аннексии, который боком выходит его же стране.
Вспоминая об этапах переговорного процесса, глава кабинета напоминает, будто все возможные варианты урегулирования спора: общее государство, обмен территориями, мир в обмен на землю, мир в обмен на коммуникации, - не совпали с общественным заказом в Армении, из чего напрашивается вывод, согласно которому статус-кво приемлем.
В общем, история из серии опять двадцать пять. Ереван напоминает, что переговорный процесс для него потерял смысл, и единственное, что его прельщает, так это узаконить оккупацию и жить дальше со спокойной душой. Но, пардон, получится ли?
Надо понимать, Пашинян ищет для себя режим наибольшего благоприятствования, чтобы и положение сохранить, и обезопаситься перед лицом угроз внутренних противников, которые ждут не дождутся его провала в контексте урегулирования проблемы. Готовность к компромиссам для него - это суицидальный выход.
Унылая армянская действительность, при которой жизнь в стране угасает, и при этом мало кто помышляет о выборе пути наименьшего сопротивления в противостоянии с Баку, засосала в свою воронку и Пашиняна с его помпезной революцией. Он дует в дуду мракобесов и пещерных вандалов, для которых захватническая политика при нищенской жизни окупается сполна.
Если еще не так давно премьер подавал призрачные надежды на благоразумие, то в последние недели он предался низменному течению, для которого карабахское урегулирование перестало быть предметом тревоги.
Пашинян иносказательно соглашается с тем, что цель уже достигнута и все, что не соответствует ее смыслу, теряет значимость. В представлениях армянской политической верхушки, которая охотно идет на поводу у черной толпы, необходимо концентрироваться на задачах построения нового государства.
В принципе, если рассматривать повестку построения, а точнее - переустройства армянской государственности, то это сугубо внутреннее дело национального общества и его ведущих сил, если, конечно, не затрагивает интересы других стран. Однако тут предмет активных бдений не только затрагивает интересы Азербайджана, но и ущемляет права азербайджанского народа, вынужденного решать вопросы обустройства сотен тысяч необустроенных жертв армянской агрессии, проблему восстановления территориальной целостности.
Баку по определению не может быть безучастным ко всему, что так или иначе соприкасается с проблематикой Карабаха. И когда в Армении, ко всеобщему удивлению, думают (!) о карте будущей Армении, ее потенциале, численности населения и о геополитической роли, и наводится на всю эту гамму запросов фокус сквозь призму новых территориальных захватов и рисков для соседей, это перестает быть сугубо внутренним делом Еревана.
Будущее армянской государственности, как важный пункт армянской повестки, пребывает под большим вопросом не потому, что этому мешают соседи, или же это не соотносится с проблематикой региональных забот. Свод задач из этой серии выстраивается за счет ресурсов и жизненных интересов соседних государств. Для достижения своих целей армянскому народу придется переплыть не через воды Севана, а сквозь кровавое болото рисков.
Народы и общности за свою историю прошли через огонь, воду, и только пройдя через трудности и лишения, осознали, что путь к спокойствию и гармонии лежит через умение выслушивать соседей, внимать и их требованиям. Это особенно важно, когда иные из общностей пытаются выстроить свою судьбу за счет интересов других. Это и постыдно, и опасно прежде всего для тех, которым хочется многого из наследия и добра других.
Вот почему сегодня премьеру Пашиняну и всем, за кого он в ответе, надо внять логике и разуму и опуститься с небес на землю. На ней иллюзии и бурные фантазии быстро улетучиваются.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать