• четверг, 28 Марта, 17:55
  • Baku Баку 16°C

«Символ» новой Украины

30 апреля 2019 | 11:26
«Символ» новой Украины

ТЕМА
Победа нового, внесистемного кандидата на президентских выборах в Украине породила многочисленные обсуждения как в СМИ, так и в экспертных сообществах многих стран мира, особенно на постсоветском пространстве. Всех интересует: как будет осуществляться внешняя политика при Зеленском, в каком ключе будет проводиться внутренняя политика, сдержит ли новые президент предвыборные обещания?
За ответами на эти и другие вопросы корреспондент газеты «Каспiй» обратился к украинскому эксперту, социологу Дмитрию Громакову.
- Будет ли президент Зеленский предпринимать шаги по нормализации отношений с Россией или продолжит придерживать такого же жесткого курса, как и его предшественник?
- В данном случае нормализация отношений зависит не от Зеленского, а от позиции Кремля, конфликт спровоцирован не украинской стороной, и шаги по нормализации должна сделать прежде всего Российская Федерация. Зеленский принял эстафету и не может смягчить позицию или изменить курс, допустив легитимацию аннексии Крыма или новые территориальные потери в Донбассе. Позиция Украины ни по Донбассу, ни по Крыму не изменится и будет оставаться жесткой.
- Шаги по нормализации отношений, конечно, будут предприниматься, но вопрос - что мы подразумеваем под нормой? Мы рассматриваем конфликт как норму в международных отношениях, они возникают всегда, и это не последний конфликт на нашей планете. Вопрос заключается лишь в том, готовы ли обе стороны выйти из конфликта?
- В этом плане для нас шагом к нормализации будет даже признание России стороной конфликта и начало переговорного процесса по его урегулированию. И тут у нас открывается масса возможностей выхода из конфликта. Начиная от миротворческой миссии и заканчивая мониторингом гуманитарной ситуации в Донбассе при условии его деоккупации и демилитаризации региона. Однако пока Россия скрывает свое присутствие и эффективный контроль в Донбассе, отрицает аннексию Крыма в нарушение всех международных норм, о какой-то нормализации отношений не может идти и речи. Ведь по сути с точки зрения России все происходящее это нормально и проблема лишь в киевском режиме.
- Какой вообще ожидается политика Зеленского в отношении Донбасса?
- Сложившаяся при Порошенко политика вокруг Донбасса является продуктом очень хрупкого гражданского консенсуса. Никаких особых статусов и автономий не будет, есть определенный объем полномочий которые получают регионы в процессе децентрализации и это все, что может получить Донбасс.
Никакой тотальной амнистии не будет, да она и физически не возможна. Во-первых, это противоречит международному праву, военные преступления сроков давности не имеют и должны быть наказаны в любом случае. Во-вторых, как вы представляете себе отношения людей, у которых отбирались бизнес и имущество в период оккупации? Погибли их близкие, и они знают, кто конкретно в этом виноват, смогут ли они простить обидчиков? А как амнистировать экспроприированные хозяйствующие субъекты, хозяева которых еще живы и хотели бы вернуть свою собственность?
Вопросы «амнистии» сегодня урегулированы проектом СБУ «Вернись живым», который позволяет всем взявшим в руки оружие пройти проверку СБУ, и если они не совершали военных преступлений, то спокойно перебраться на украинскую территорию. Естественно, никто не пойдет и на существование на деоккупированных территориях парамилитарных образований типа «народной милиции». Планируется максимально расширять возможности социализации жителей оккупированных территорий на «большой земле». Облегчение юридического и правового обеспечения жителей оккупированных территорий.
В целом суть сводится к тому, чтобы максимально укрепить связи жителей оккупированных территорий с подконтрольными Украине территориями и не дать им утратить украинскую идентификацию.
- Пойдет ли Зеленский на роспуск парламента и назначение досрочных выборов в Верховную Раду?
- Распускать парламент Зеленскому стратегически не выгодно. По сути, вся кампания его партии «Слуга народа» может строиться на противостоянии парламента инициативам президента - чем больше будет сопротивление парламента, тем больше будет расти рейтинг партии. Ведь Зеленский пришел ради того, чтобы вбить «осиновый кол» в уже мертвую и разложившуюся политическую систему постсоветской Украины. Для этого ему достаточно сконцентрироваться на внешних угрозах и коммуникациях, а все эти адепты старой политической машины закопают себя самостоятельно, ведь, по сути, кроме разговоров они уже ни на что не способны. Что, собственно, и продемонстрировали президентские выборы. Нет уже никакого «админресурса», нет возможности «тотального контроля» центра за регионами, а следовательно, нет смысла бороться за контроль над недееспособными институтами, ведь они уже контролируются через механизмы социального и общественного контроля.
- Будет ли при Зеленском усиливаться президентская власть?
- «Власть» - будет, ведь впервые Украина получила президента с фактически нулевым антирейтингом. Зеленский фактически стал «символом» новой Украины, а власть символов у нас практически безгранична. Но «влияние» президента вряд ли усилится, потому как оно ограничено действующим законодательством и Конституцией Украины, где полномочия прописаны достаточно четко.
С другой стороны, нет смысла усиливать эту самую «власть». Ведь, по сути, ресурсов больше не осталось, которые можно перераспределять благодаря «влиянию» президента. Практически все предприятия сменили по несколько хозяев и уже находятся в руках честных собственников. Рейдерство за счет недобросовестной приватизации уже не возможно. А разбойное завладение чужим имуществом эта страна уже переживала, история Януковича для всех показательна.
Да и сам Зеленский пришел явно не для того, чтобы заработать лишний миллиард. Его кампания была явно не лидерского плана. Поэтому я не думаю, что Зеленский будет участвовать в крысиных боях за «влияние» и «полномочия».
- Насколько Зеленский в состоянии выполнить данные им предвыборные обещания по борьбе с коррупцией, засильем олигархов, понижением тарифов?
- Если коротко, то сможет. Ведь коррупция - это прежде всего социальное явление. Поэтому бороться с ней можно вечно. Да и «засилья» олигархов у нас нет особого. Их не более двух осталось в Украине: Ахметов да Пинчук. Коломойский после национализации «Приватбанка» сидит в Израиле, Фирташ в Вене ждет экстрадиции в США. Поэтому как только закончится эта истерика в СМИ с олигархами и коррупцией, можно будет сказать, что он выполнил свои обещания.
С тарифами сложнее, но в принципе это возможно, как только мы вернем под контроль государства газораспределительные сети (ГРС), что позволит нам создать более эффективную систему учета потребления газа. С другой стороны, расширение количества поставщиков газа для населения позволит людям выбирать себе поставщика с наиболее конкурентной ценой.
Также с тарифами можно работать, изменив бизнес схемы поставщиков услуг, теплогенерации и электрогенерации, стимулируя их переход на индивидуальные системы.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш собкор
Брно, Чехия
banner

Советуем почитать