• пятница, 29 Марта, 05:09
  • Baku Баку 7°C

Полный Кардак

07 мая 2019 | 13:19
Полный Кардак

РЕГИОН
Два незаселенных клочка суши примерно в пяти километрах от турецкого Бодрума греки именуют Имиа, турки – Кардак. Расположенные между турецким побережьем и принадлежащей Греции грядой Додеканесских островов, они долгое время считаются «яблоком раздора».
Так, на днях министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что действия Греции в Эгейском море, направленные на вооружение островов, находящихся в мирном статусе, является открытым нарушением международных договоров и права.
Министр заявил агентству Анадолу, что его страна всегда проявляет уважение к международным соглашениям, и отметил: «Мы выступаем за хорошие отношения с соседями и ждем того же от всех них. Вооружение острова, находящегося в демилитаризованном статусе, означает открытое нарушение международного права и соглашений. Должно быть покончено с действиями, идущими вразрез с принципами дружбы и добрососедства, а потому считаю, что мирный статус этой территории должен быть сохранен».
И он прав, поскольку подписание в 1982 году международной конвенции ООН по морскому праву открыло для соседней Греции возможность претендовать на включение в свои территориальные воды 12-мильной зоны вокруг своей территории, а братская страна видит в этом гипотетическую угрозу для собственной безопасности.
Кроме того, после того как в начале нулевых в Восточном Средиземноморье были открыты месторождения природного газа, ставки в эгейском споре поднялись еще выше. Одно из самых крупных месторождений региона «Афродита», запасы которого оцениваются в 170 трлн кубометров газа, находится в исключительной экономической зоне союзника Греции – Кипра, однако границы этой зоны оспаривает Анкара.
Нагнетает атмосферу и фактор исторических проблем, однако крайняя напряженность отношений и неуступчивость сторон связаны и с разведкой углеводородов и с какими-то планами, которые не озвучиваются, но, например, может вынашивать Турция, а Греция - им противиться. Есть еще один момент – братская страна взяла курс на максимальное сотрудничество с Россией по тому же «Турецкому потоку», а на Афины по этому же вопросу оказывает давление Евросоюз.
Есть еще один момент противостояния - Греция и Кипр активно сотрудничают в сфере углеводородов с Израилем, которому принадлежат месторождения «Левиафан» и «Тамар». Так, в декабре 2017 года эти три страны плюс Италия подписали соглашение о строительстве Восточно-Средиземноморского газопровода по дну Эгейского моря в Италию в рамках альтернативы дружбы турок с русскими.
Накладывает дополнительный отпечаток на отношения «коренных» европейцев (христиан) с братской страной и операция «Оливковая ветвь» в сирийском Африне, обезопасившая границы и усилившая позицию Анкары в извечном территориальном споре. Помнится, в январе прошлого года турецкие военные корабли не позволили катеру с греческим министром обороны на борту (Панос Камменос к тому же является главой националистической партии «Независимые греки») приблизиться к спорным островам. Так что многолетний и в принципе неразрешимый конфликт между Афинами и Анкарой является одним из главных очагов нестабильности внутри Североатлантического альянса, усугубленного милитаризацией Кардака и резкими нападками главы греческого правительства Алексиса Ципраса на своего восточного соседа.
Оставим в стороне времена Османской империи - спор между Грецией и Турцией в Восточном Средиземноморье восходит ко времени появления современного кемалистского государства. По Лозаннскому мирному договору 1923 года, завершившему раздел имперских территорий после Первой мировой войны, большая часть островов Эгейского моря, даже находящихся около турецкого побережья, стала греческой – так захотели страны-победительницы.
Позже, после 1947 года, Греция получила и находившиеся ранее под управлением Италии острова Додеканеса. Отношения между странами, которые и без того никогда не были дружественными, особенно после начала греко-турецкой войны 1919-1922 годов, стали стремительно ухудшаться после конфликта на Кипре, спровоцированного хунтой «черных полковников», и введения на север острова турецких войск в 1974 году.
Кстати, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно еще в начале своего премьерского срока заявлял, мол, его особенно беспокоит то, что на различных греческих островах происходят учения и что до этих островов можно с турецкой территории докричаться, потому что они близко от Турции и далеко от континентальной Греции. «Все должны знать, что Анкара всегда проявляет крайнюю решительность в вопросе зашиты своих неотъемлемых интересов в рамках международного права», - неизменно подчеркивает он, всегда подкрепляя слова делами.
Что касается позиции главы Минобороны Хулуси Акара, в беседе с Anadolu он прямо сказал, что его страна воспользуется всеми правами для недопущения формирования в регионе статус-кво, ущемляющего интересы турецкой стороны. Он призвал правительство Ципраса к здравомыслию и сотрудничеству с целью деэскалации напряженности в регионе. «Энергетические ресурсы Эгейского и Средиземного морей должны служить интересам всем сторон, способствовать миру и диалогу и превратиться в мост для совместного развития», - сказал глава ведомства.
К чему приведет новый виток перманентного спиралевидного противостояния Турции и Греции? Пожалуй, ситуация будет не хуже, чем в 1974 году, однако очевидно, что эллины всегда найдут причину для того, чтобы замирение между сторонами не наступило НИКОГДА.
Ариф АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать