• пятница, 29 Марта, 12:39
  • Baku Баку 14°C

Реставрация не исключена

13 мая 2019 | 17:16
Реставрация не исключена

КОММЕНТАРИЙ
За несколько дней до судебного процесса, который стартовал 13 мая, Роберт Кочарян из тюрьмы в письменном интервью Reuters заявил, что мощные оппозиционные силы объединяются, чтобы бросить вызов новым властям Армении.
Однако армянское экспертное сообщество не считает, что Роберт Кочарян или какой-либо сегмент прежней системы могут быть оппозицией в новой Армении, поскольку это предполагает наличие возможности возврата к старому. И все же армянское аналитическое пространство призывает в правовой и политической плоскости сделать все, чтобы исключить эту возможность, поскольку судебный процесс должен соответствовать букве закона, «чтобы доказать обществу и международному сообществу, что место старой системы не на политическом поле или в политическом сегменте, а на скамье подсудимых».
Война старой и новой систем
Суд над Кочаряном важная лакмусовая бумага, которая во всей красе выявит кризис в отношениях между сегодняшними властями Армении и сепаратистским образованием. И публичное обращение Бако Саакяна и Аркадия Гукасяна отнюдь не последнее проявление «войны» старой и новой систем. Этот процесс к тому же станет консолидирующим фактором для различных сегментов уголовной олигархии, которые попытаются добиться реванша на предстоящих в будущем году в Нагорном Карабахе «президентских и парламентских» выборах. Что может противопоставить этому Пашинян? Ничего, кроме своих постов в Facebook, последний из которых звучит так: «Если некоторые люди попытаются превратить «Арцах» в очаг контрреволюции, то народ «Арцаха» превратит его в очаг революции». Интересно, Пашинян сам верит тому, о чем пишет?!
Армянские аналитики в этой связи считают, что власти Армении должны интенсивно и последовательно работать с обществом Нагорного Карабаха, большинство которого «нуждается в освобождении от пропагандистских манипуляций, так как Кочарян сделал Нагорный Карабах жертвой своего политического тщеславия, и сейчас Нагорный Карабах ассоциируется со старой системой». Но самое главное - армянское общество судебный процесс по делу Кочаряна и других расценивает как отказ Армении от евразийской политической культуры, «где принято не уголовное преследование тиранов, а их фетишизация».
Какие «следы» заметали?
На последней пресс-конференции Никол Пашинян сделал, по сути, скандальное заявление относительно того, что из архива СНБ исчезли материалы, правда, не обозначив, какие именно документы пропали. Оказывается, прежние власти, согласно служебным данным, еще до революции уничтожили материалы СНБ. Позднее в парламенте депутат от фракции «Светлая Армения» Арман Бабаджанян спросил: а почему по делу уничтожения материалов СНБ не находится в тюрьме бывший ее глава Георгий Кутоян?
Впрочем, ответственность не может ограничиваться лишь Кутояном. Дело в том, что СНБ ранее непосредственно подчинялась президенту, и трудно представить, что Кутоян мог в одиночку, без указания сверху уничтожить материалы или скрыть их. То есть это было политическим решением руководителей прежней системы. Дело усложняется тем, что нынешние власти не знают, какие именно документы исчезли, т.е. относятся они к 1 марта или 27 октября.
И тут армянские эксперты склонны думать о наличии «русского следа», особенно если исчезнувшие материалы касаются расстрела армянского парламента. И делают предположения: материалы, возможно, не исчезли, а были переданы, скажем, спецслужбам России. В таком случае, мол, Москва получила неограниченную возможность не только «уничтожить» следы 27 октября, но и контролировать многочисленных людей в Армении, поскольку в исчезнувших материалах были компроматы и досье о политических и экономических преступлениях, а также об агентах.
В соцсетях также звучат подозрения, что в СНБ никакие материалы и не исчезали, и якобы Пашинян эту «легенду» преподнес по просьбе или по требованию Москвы с целью «похоронить» угрожающее требование о люстрации.
Союз в защиту Кочаряна провел первый съезд
В интервью Reuters Кочарян выразил надежду на то, что он будет в числе мощных оппозиционных сил, которые бросят вызов нынешнему правительству. Однако армянское экспертное сообщество не видит пока признаков объединения среди бывших властей, поскольку РПА, АРФД, выступая с оппозиционными взглядами, делают это не скоординировано. Рано также говорить о том, что к ним присоединится новая сформированная сила, они только-только проводят свои первые съезды. Эти силы могут иметь общую мишень - действующую власть, но у них разная история, разное видение, разное происхождение.
Однако в Армении действительно намечаются серьезные оппозиционные силы и полюсы. Многие силы из РПА уходят, разочаровавшись молчанием Саргсяна, а Кочарян говорит и действует. Потому вокруг Кочаряна сплачиваются бывшие деятели, которые дают оценки относительно его меры пресечения, создаются клубы, площадки для обсуждений. АРФД также входит в процесс формирования противоположного полюса. Но насколько эта новая сила будет иметь общественную опору, ведь как бы ни увеличилась критика в отношении Пашиняна, эти люди совсем не собираются вернуться к Кочаряну. Во всяком случае, так было до недавнего времени.
Так или иначе, но формируется мощная реальная оппозиционная сила, куда войдут как парламентские, так и внепарламентские политические силы.
Что касается Кочаряна, то ряд лиц, руководителей и представителей организаций объединился и создал «Союз сторонников президента Роберта Кочаряна». И уже провели первый съезд. Об этом говорится на странице Facebook неофициального сайта Кочаряна 2rd.am. Цель создания союза - поддержка заключенного под стражу второго президента РА. Так что развития еще впереди.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать