• четверг, 28 Марта, 12:48
  • Baku Баку 16°C

Грядет возмездие

15 мая 2019 | 15:04
Грядет возмездие

КОММЕНТАРИЙ
Зал суда в Ереване, где 13 мая начался процесс против экс-президента Армении Роберта Кочаряна, был переполнен по большей части его сторонниками.
Между сторонниками Кочаряна, требующими его освобождения из-под стражи, и обвиняющими его в гибели людей 1 марта 2008 года завязалась настоящая потасовка.
В беседе с журналистами защитник прав правопреемников жертв по уголовному делу «1 марта» адвокат Ваге Григорян сказал, что в уголовном деле касательно Роберта Кочаряна есть материалы, которые никогда не циркулировали в прессе. «Я был мягок, когда описал их в одном из интервью как шоковые», - сказал он.
Коснувшись специального постановления 0038 минобороны, которым армия была переведена на казарменное положение, он упомянул о переброске большого количества воинских формирований в Ереван, применения с их стороны огнестрельного оружия, о чем «Кочарян не мог не знать».
Повторный отказ на повторное ходатайство
Ваге Григорян требует, чтобы Кочарян четко заявил в армянском суде, что он не знал, что «военная группировка, состоявшая из примерно 2000 высококлассных и полностью вооруженных офицеров и младших офицеров, была доставлена в центр Еревана, а также размещена в пригороде до 1 марта и 1 марта». А еще, что он действительно не контролировал ситуацию и что ни начальник полиции, ни спецслужбы не докладывали ему о применении смертоносной силы, и что никто ему не докладывал о причинах смерти людей.
В своем выступлении в суде Кочарян, понятное дело, отмел все эти обвинения, заявив, что ведется предвзятое и субъективное расследование.
Не осталось в стороне от процесса и руководство самопровозглашенного «НКР», которое повторно поручилось за Кочаряна с целью его освобождения. То есть главный сепаратист Бако Саакян и его предшественник Аркадий Гукасян представили личное поручительство с целью освобождения второго президента Армении Роберта Кочаряна из-под ареста.
Однако ходатайство «карабахцев» было отклонено прокуратурой Армении. То есть им повторно было выказано неуважение.
Политическая вендетта или Божья кара?
Сам Роберт Кочарян свою вину не признает, а его адвокаты оправдывают решения, которые он принял во время протестов 2008 года, объясняя это тем, что если бы не введение чрезвычайного положения, то порядок в стране не был бы восстановлен. Кочарян считает обвинения против него политически мотивированными и обвиняет находящееся у власти правительство Никола Пашиняна в избирательном применении правосудия.
Власти открещиваются как могут, заявляя о том, что в стране нынче нет неприкасаемых и что перед законом все равны.
По делу проходят также бывший министр обороны Сейран Оганян и бывший начальник генштаба Юрий Хачатуров, обвиняемые в свержении конституционного строя, а также бывший вице-премьер Армен Геворкян, обвиняемый в пособничестве свержению конституционного строя, получении взятки в особо крупных размерах и легализации незаконно полученных доходов. Однако в их отношении избрана другая мера пресечения - подписка о невыезде и залог.
По всему складывается впечатление, что обвинение собрало достаточно доказательств вины обвиняемых и, сохраняя публичность процесса, представит совокупность собранных доказательств обществу и суду.
По мнению эксперта Армянского института международных отношений и безопасности Рубена Меграбяна, «это беспрецедентный на постсоветском пространстве судебный процесс, поскольку фигурантами его являются все руководители за всю историю независимой Армении: три экс-президента и действующий премьер-министр Кочарян в статусе обвиняемого, а Левон Тер-Петросян, Серж Саргсян и Никол Пашинян - в статусе свидетелей».
При этом подавляющее большинство населения страны понимает, что хоть и с опозданием на 10 лет, но виновные обязательно должны и будут наказаны в соответствии с законом. Похоже, на сей раз вмешался сам Бог, и кровавому преступнику Роберту Кочаряну не удастся избежать возмездия.
Между тем резонанс от процесса может выйти за пределы Армении. Сейчас с началом судебного процесса трудно предугадать, как поведет себя Москва. Тем более что обвинения выдвигаются и по коррупционным эпизодам и охватывают не только фигурантов «дела 1 марта», но и лиц, занимавших ответственные посты или входивших в ближайший круг экс-президента. В частности арестованы экс-министр экологии Арам Арутюнян, генерал Манвел Григорян, бывший глава Службы принудительного исполнения судебных актов Мигран Погосян, а также несколько родственников Сержа Саргсяна.
Поддержать можно, но... без жертв
Первое заседание по этому делу прошло в бурной, жаркой, напряженной атмосфере. В коридоре суда царил хаос. Сторонники Кочаряна у входа в суд определяли, кто войдет в зал суда, а кто нет, и на этом фоне начиналась ссора между входящими в зал и распорядителями, полицейскими. Даже представителю правопреемника потерпевшего, адвокату Седе Сафарян, воспрепятствовали входу в зал заседаний суда.
Нападению подвергся и гражданский активист Вардгес Гаспари, который против Кочаряна развернул плакат с надписью: «Кровавое десятилетие» и провел акцию протеста у здания суда. В результате он получил удар по голове бутылкой, наполненной водой.
Разумеется, даже кровавый преступник имеет право на защиту, однако поведение защитников Кочаряна больше напоминало хулиганство и не умещалось в рамки закона. Что ж, каков тиран, таковы и защитнички.
Активисты и аналитики, поддерживающие Кочаряна, так и не смогли понять ту простую истину, что участие в войне не может стать основанием для избегания правовой ответственности. Вообще не имеет значения, каков «вклад» Кочаряна в войне, все равно он должен ответить перед законом за свои преступления.
Армянские аналитики часто сравнивают Армению с Израилем, рассматривая его практику как применимую и достойную для подражания в армянской среде. Так вот в 2014 году экс-премьер Израиля Эхуд Ольмерт был приговорен к 6 годам тюрьмы, а нынешний премьер-министр Израиля также периодически оказывается в центре коррупционных скандалов. То есть такие примеры многочисленны и свидетельствуют о том, что в Израиле все равны перед законом. И если Армения продолжает хотя бы в мечтах подражать Израилю, то Кочаряна осудят. И это послужит острасткой для следующих руководителей Армении, поскольку, имея перед глазами печально известную практику Кочаряна, они не осмелятся применить против народа армию.
А для Азербайджана осуждение палача азербайджанского народа, у которого руки по локоть в крови наших стариков, женщин и детей, как бальзам на душу. Ибо это станет возмездием за все совершенные им преступления.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать