• четверг, 28 Марта, 19:46
  • Baku Баку 13°C

Глобальная «головная боль»

17 мая 2019 | 11:59
Глобальная «головная боль»

КОММЕНТАРИЙ
На первый взгляд официальный Токио ни при чем, поскольку его представители не присутствовали в подготовке и подписании Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана, тем не менее считает необходимым сохранение «сделки века».
Логику японцев понять можно - ведь это единственная пока страна, которая (6 и 9 августа 1945 года) пострадала от атомных бомбардировок, закономерным итогом которых стала и гуманитарная, и экономическая катастрофа.
Министр иностранных дел Японии Таро Коно, принимая в Токио главу внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, официально призвал исламскую республику к сохранению всеобъемлющего плана действий по ядерной программе. «Сохранение соглашений СВПД по ядерной программе - залог нераспространения ядерного оружия, а также мира и стабильности на Ближнем Востоке», - сказал он.
Глава внешнеполитического ведомства Японии заявил о «необходимости усилий для ослабления напряженности» в этом регионе.
Похоже, это был прозрачный намек на то, что с заокеанской державой шутки плохи, поскольку для руководства молодой нации мораль носит условный характер, а потому тот же президент Дональд Трамп запросто может повторить «фокус», проделанный его давним предшественником Гарри Трумэном.
Вообще-то Торо мог бы для наглядности отправиться с тегеранским гостем в Хиросиму, чтобы тот осознал возможные последствия строптивости. Однако, похоже, Зариф и сам знает, чем может обернуться дело, поскольку в ответ на пожелание коллеги заявил, что Иран не собирается выходить из СВПД и рассчитывает также на сотрудничество с Японией в вопросе сохранения договоренностей по СВПД. При этом он мягко отметил, что руководство его страны проявляет максимальную сдержанность, и назвал неприемлемой «эскалацию, нагнетаемую США».
Но чего добиваются в Вашингтоне? Направленная к берегам Ирана авианосная ударная группа ВМС США, возглавляемая атомным авианосцем Abraham Lincoln, уже вошла в Персидский залив. Помимо гигантского головного корабля в состав авианосной ударной группы входят авиакрыло палубной авиации, ракетный крейсер Leyte Gulf, эсминцы Bainbridge, Mason и Nitze. Кроме того, в ее составе могут быть одна-две ударные атомные подлодки, оснащенные крылатыми ракетами Tomahawk.
Чем же объясняется решение США направить ударную авиационную группу в Персидский залив?
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова НАНА Видади Мустафаев, возможны три версии происходящего:
- По одной из них, все угрозы со стороны Трампа - не более чем блеф, цель которого - показать арабским союзникам, Израилю и крупным донорам Республиканской партии США, что он настроен решительно.
Согласно второй версии, Трамп пытается максимально надавить на муллократию с тем, чтобы добиться от нее сделки на собственных условиях, в отличие от «мягкотелого» предшественника. Именно так он действовал в отношении Северной Кореи, прежде чем перейти к личной дипломатии. Президент США не скрывает, что хотел бы встретиться со своим иранским коллегой Хасаном Роухани, как встречался с Ким Чен Ыном, однако южанин согласен на переговоры только после отмены санкций. Он понимает, что на возможных переговорах последует требование полностью отказаться от обогащения урана и от производства стратегических ракет, освободить иностранцев, содержащихся в иранских тюрьмах, и отказаться от поддержки вооруженных группировок в регионе. Причем взамен «гегемон» ничего предложить не намерен, хотя у оппонента есть масса претензий, в том числе по размораживанию активов Пехлеви, по предвзятым санкциям и т.д.
Первая версия выглядит маловероятной, поскольку угроза санкций против всех стран, в том числе союзников, покупающих иранскую нефть, слишком серьезна для такого сценария. Вторая версия выглядит более реалистичной, хотя по мнению некоторых экспертов, до тех пор, пока Трамп не смягчит свою позицию, иранские власти будут стоять на своем.
Наконец, третья версия гласит, что Белый дом действительно рассчитывает добиться смены власти в Тегеране и готов пойти даже на военную интервенцию. Однако, по сообщениям многих американских СМИ, в администрации Трампа нет единства в вопросе, что делать с Ираном. Наличие разногласий очевидным образом уменьшает угрозу полномасштабного вооруженного конфликта: для этого нужно согласованное решение. Однако главный аргумент против военного сценария заключается в том, что за два года у власти Трамп не провел ни одной крупной вооруженной операции. Напротив, он склонен сворачивать военные миссии за рубежом.
На днях Трамп выразил уверенность, что Иран скоро захочет начать переговоры в ответ на его «сильную» ближневосточную политику.
«Фейковые новости Washington Post и еще более фейковые новости New York Times пишут истории о том, что идет внутренняя борьба относительно моей сильной политики на Ближнем Востоке. Нет никакой внутренней борьбы. Высказываются разные мнения, и я принимаю твердое и окончательное решение - это очень простой процесс. Я уверен, что Иран скоро захочет поговорить», - написал Трамп в Twitter.
То есть его высказывание говорит в пользу второй версии…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать