• пятница, 19 Апреля, 22:01
  • Baku Баку 24°C

Турецкий треугольник

22 мая 2019 | 13:45
Турецкий треугольник

СИТУАЦИЯ
Военная хунта в Судане требует, чтобы Турция свернула проекты на острове Суакин (Красное море) и вообще покинула остров, хотя не прошло и полутора лет с тех пор, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и теперь уже экс-президент крупнейшей африканской страны Омар аль-Башир подписали 12 соглашений о сотрудничестве в области безопасности, туризма и оборонно-промышленного комплекса.
Речь идет о восстановлении острова, завоеванного в 1517 году султаном Селимом Явузом и превращенного им в важный османский форпост на «черном континенте», который обладал развитой инфраструктурой: на его территории были построены резиденции, таможенные пункты и даже армейские объекты. Одновременно Суакин был основным перевалочным пунктом для паломников-мусульман, которые отправлялись на хадж из африканских стран. Однако за 500 лет многие памятники той эпохи либо сильно обветшали, либо разрушились, а потому с целью их восстановления официальная Анкара намеревалась вложить в остров $ 650 млн. Омар аль-Башир со своей стороны подписал указ о передаче Суакина в аренду Турции сроком на 99 лет.
Восстановительные работы начались на острове в 2018 году, а чуть позже к проекту подключился тактический союзник Турции - Катар, обязавшийся, исходя из двустороннего соглашения, вложить примерно $4 млрд на развитие инфраструктуры одноименного морского порта. Теперь же суданский министр обороны, а заодно и первый вице-президент Авад ибн Ауф заявляет в расчете на кураторов-саудитов, что договоренности вообще утратили силу, и он ожидает в ближайшие недели от команды Эрдогана соответствующих действий.
С чем же связаны требования к Анкаре? Дело в том, что у руля страны оказались люди, близкие к антитурецкому альянсу (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн). Это подтверждает такой факт, как недавнее решение саудовского Министерства финансов разместить $250 млн в Центральном банке Судана, что является первым траншем обещанной помощи от Эр-Рияда и Эмиратов в размере $3 млрд (кроме того, эти страны планируют поставить в африканскую страну продовольствие, топливо и предметы первой необходимости на 2,5 млрд в американской валюте).
Надо сказать, что Красное море уже не первый год является ареной жесткого геополитического противостояния, да и сегодняшняя Турция вовсе не та, что была после двух мировых войн, - она твердо позиционирует себя защитницей всего мусульманского мира. Поэтому укрепляя свое влияние в регионе, в частности создавая базы в Катаре и Сомали, а также претендуя на Суакин и тем самым приближаясь к Аль-Харамейн (святыням ислама Мекке и Медине), она не только демонстрирует амбиции региональной сверхдержавы, способной обеспечить безопасность в районе Баб-эль-Мандебского пролива, через который осуществляется 14% ($1,8 трлн) мировой торговли нефтью, но и подтверждает в очередной раз свое особое положение в НАТО, поскольку подобная деятельность находится за пределами постоянной расположенности альянса.
Таким образом братская страна подкрепляет свою экономическую экспансию в Африке потенциальным военным присутствием, и это необходимость, так как совокупный объем турецких инвестиций в промышленность и финансовые структуры ряда государств «черного континента» уже достиг $6 млрд. Очевидно, что все это не нравится не только Саудовской Аравии, ОАЭ, но и Египту, у которого с Суданом есть территориальный спор по «Треугольнику Халаиба».
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, в аравийских столицах продолжает расти подозрение, что на острове, который расположен в Красном море - прямо напротив саудовской Джидды, официальная Анкара хочет оборудовать военную базу, которая вместе с военным присутствием братской страны в Сомали и Катаре замкнет турецкий стратегической треугольник в Красном море, после чего западное побережье Саудовской Аравии будет реально уязвимым для тактического союзника Ирана. Потому эта геометрическая (географическая) фигура невыгодна аравийским монархиям, да и сама мысль о грядущей перспективе бросает в дрожь представителей военной и политической элиты в странах Залива.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти страны пытаются не допустить турецкого укрепления в Судане путем укрепления позиций внутренних противников присутствия Анкары в этой стране. Требование к Турции, региональной сопернице антикатарского квартета, свернуть экономические проекты на Суакине выглядит вполне логично.
Впрочем, у оппонентов нет никаких фактов, включая спутниковые снимки и оперативные донесения разведки, подтверждающих строительство на этом острове военной базы.
Но так или иначе, несмотря на требования лояльной саудитам хунты свернуть проекты, Турция не видит каких-либо оснований покидать остров, полагая, что ряд международных контрактов африканской страны, и в том числе договор о восстановлении старого города на острове Суакин, продолжает действовать. Так, пресс-секретарь МИД Турции Хами Аксой заявил по этому поводу, что двусторонние договоренности между суданской и турецкой сторонами действуют вопреки государственному перевороту, и Турецкое агентство по сотрудничеству и координации продолжает реставрировать артефакты османской эпохи.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать