• четверг, 28 Марта, 13:00
  • Baku Баку 16°C

Как прогнулся дракон

30 мая 2019 | 11:14
Как прогнулся дракон

РЕГИОН
Непосредственный импорт иранской нефти фактически остановлен из-за угрозы американских санкций. Последним островком сопротивления был Китай, но и тот прекратил закупку углеводородов у наших южных соседей.
По данным издания The Wall Street Journal, со ссылкой на конкретные источники в нефтяной отрасли, ранее от прямых закупок нефти также отказались Индия, Турция, Южная Корея и Япония, которые какое-то время пользовались исключениями из санкций по «банковским и страховым причинам».
Полное поражение
По словам члена экономической комиссии Меджлиса южан Рахима Заре, перечисленные выше страны в марте закупали 1,6 млн баррелей в сутки, теперь же - полный ноль, если не считать серых схем. А это значит, что с предупреждениями президента США Дональда Трампа считаются все, причем ограничения касаются не только крупных трейдеров, но и небольших частных компаний, владеющих мини-нефтеперерабатывающими заводами (МНПЗ).
Судя даже по приблизительному раскладу, удельный вес «Большого дракона» в глобальном ВВП составляет чуть более четверти - столько же, сколько у американцев и евросоюзовцев. Однако если страны Запада самодостаточны, Китай довольствуется статусом «глобальной мастерской», то есть экспортирует куда не лень свои поделки и даже подделки, которые без дареных технологий лет через пять ничего не будут стоить. Кроме того, если те же американцы завтра свернут свое производство в Поднебесной и переведут его в конкурирующий Вьетнам или Таиланд с Мьянмой, китайская экономика скуксится.
Американский рынок для Китая представляет огромный интерес, а потому будет сложно его заменить на что-то равноценное, к тому же у Пекина и без того достаточно проблем с Вашингтоном. Поэтому нет ничего удивительного в том, что хотя «дракон» ранее заявлял, что не намерен отказываться от иранской нефти, сдался под давлением заокеанской державы, чтобы не усугублять и без того непростые отношения с администрацией Белого дома. Несмотря даже на то, что на фоне развязывания торговой войны, вся эта история становится затратной для Китая - конкурент Ирана Саудовская Аравия заявила о повышении цен для азиатских клиентов в июне в ответ на запросы о дополнительных поставках.
Теперь Пекин страдает и от дорожающей нефти, и от дополнительных пошлин, которые вводит Вашингтон в ходе торговой войны.
Еще в марте во время проведения 13-й сессии Всекитайского собрания народных представителей - высшего законодательного органа страны - премьер Госсовета Ли Кэцян заявил о снижении целевого показателя экономического роста в 2019 году до 6,5%. Есть еще один момент - стоимость суммарного иранского несырьевого экспорта в Китай и китайского в Иран с января по апрель 2019 года составила $8,8 млрд, сократился примерно на 32% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, то есть наблюдается откат по всем позициям.
Компетентное мнение
Что же происходит?
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан подтвердил, что поток нефти из Ирана в Китай действительно остановился:
- Китай вообще был крупнейшим покупателем иранской нефти - его перерабатывающие компании закупали в этой стране порядка 475 тыс. баррелей в сутки, при этом по итогам первого квартала объем поставок сырья вырос чуть ли не вдвое, и все думали, что «назло врагу» и с учетом конъюнктуры рост будет продолжаться. Однако фьючерсные котировки мая говорят о том, что поставки прекратились.
Правда, это пока не нашло своего отражения в китайской статистике импорта. Но очень похоже, что Пекин действительно соблюдает санкции. Сам факт появления сообщений о том, что танкеры не доходят до Китая, говорит о реализации сценария возвращения полноценного нефтяного эмбарго для Ирана. К примеру, в середине мая в терминале на острове Ханг в Иране был загружен нефтью китайский танкер. Эксперты трактовали это как факт возобновления закупок иранской нефти со стороны КНР. Однако танкер доплыл до Индонезии и вернулся назад, и в настоящее время дрейфует у берегов Ирана в Оманском заливе и используется как резервуар для хранения нефти, так как все наземные хранилища нефти южан переполнены.
В совокупности это может дорого обойтись Поднебесной, поскольку ситуацией с эмбарго непременно воспользуются другие поставщики: та же Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ. Они уже заявили о готовности увеличить объем экспорта, чтобы заместить выпадающие объемы иранской нефти, однако само замещение происходит по более высокой цене для поставщика.
На то он и «дядюшка Скрудж»
На что рассчитывает угрожающий всем Дональд Трамп? Как показывает опыт двух с половиной лет его правления, блеф - его излюбленная манера, сходная с тем, как он вел свой бизнес. Все привыкли к тому, что не только «дядюшка Скрудж», но и его подчиненные начинают вести переговоры путем запугивания, мнимой агрессии, чтобы после начать готовить базу, плацдарм для урегулирования конфликта. Так же Трамп делал и во время «эпопеи» с Северной Кореей, когда отправил туда три авианосных соединения, а в конечном итоге все кончилось переговорами с Ыном. В этом весь Трамп - ужесточать, не доводя до крайностей, а уже после начинать «серьезный диалог».
Помнится, еще в ходе своей предвыборной кампании Трамп заверил аудиторию в невмешательстве ни в какие конфликты за рубежом «так же быстро», как его предшественники. Да он и не смог бы - в соответствии с американской конституцией, президент не имеет полномочий объявить войну - это прерогатива Конгресса. Все, что остается Трампу - курсировать между войной и миром, перемещая свои войска, будто шахматные фигуры, под защитой ядерного щита, заставляя нервничать глав других государств и все мировые СМИ - эти маневры конституция ему пока не запрещает. Причем пугает он войной не Китай, который не входит «в ось зла», а ставший излюбленной мишенью Иран.
Однако если присмотреться, даже с военной точки зрения этот конфликт невозможен, так как южане обладают солидным военным потенциалом, в том числе, ракетами средней и малой дальности. Их возможной целью станут американские военные базы, коих великое множество в этом регионе - и в Саудовской Аравии, и в Омане, и в Катаре. А это значит, что если вдруг американцы вознамерятся ударить по военным объектам муллократии, то полумер здесь быть не может - гипотетические военные действия должны быть полномасштабными, а для этого предстоит перебрасывать через полмира целый военный контингент - не менее полумиллиона человек плюс военная техника. А всего этого пока не наблюдается.
Быть или не быть войне?
Но полностью исключать вооруженное столкновение вовсе не следует, и в случае если Конгресс убедится в оправданности и безальтернативности войны, у Ирана практически нет шансов победить, так как американцы благодаря технологиям в короткие сроки могут лишить южан ракетного потенциала - в противном случае по американским военным базам и кораблям в Ормузском проливе будет нанесен ответный удар.
Параллельно, как это было в случае с Югославией, Ираком и Ливией, будет проводиться дипломатическое давление. Однако муллократия обладает гораздо большей и боеспособной армией, в отличие от перечисленных стран, для которых к тому же янки - «красная тряпка для быка».
В этих условиях возможность каких-либо военных действий призрачна - невосполнимые потери и с той, и с другой стороны будут весьма велики. Не говоря уж о том, что регион Персидского залива остается жизненно важной артерией мировых поставок энергоресурсов, и подобный конфликт коснется всех держав, включая Китай и страны Евросоюза, не желающих, чтобы цены на нефть поднялись до заоблачных высот...
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать