• пятница, 29 Марта, 17:38
  • Baku Баку 14°C

Москва пойдет на уступки

19 апреля 2014 | 11:00
Москва пойдет на уступки

События вокруг Украины продолжают сотрясать постсоветское пространство и вызывают обеспокоенность других соседей России, никогда не входивших в состав бывшего СССР. Это приводит к резкой активизации на дипломатическом фронте - визиты, встречи, переговоры, в том числе и в Азербайджане. Своей оценкой этих событий с читателями газеты «Каспiй» поделилась политолог, директор Центра национальных и международных исследований Лейла Алиева.
- В последнее время все больше появляется высказываний экспертов и политических обозревателей - как на постсоветском пространстве, так и на Западе - о разрушении прежнего миропорядка…
- Ну, я бы не сказала, что миропорядок рушится. Просто один из игроков выказал неподчинение международным принципам и нарушил правила игры. Это происходило неоднократно на протяжении всего минувшего века. Однако если какая-то одна страна не подчиняется базовым международным соглашениям, нарушает какие-то договоренности, то это вовсе не означает разрушения всей системы международных отношений. Касаясь современных событий вокруг Украины, следует отметить, что многое будет зависеть от реакции международного сообщества на действия России.
- Пока международное сообщество реагирует на украинские события довольно вяло, и это дало повод некоторым обозревателям сравнивать нынешнюю Россию с Германией 1938 года. Тогда Англия и Франция потакали агрессивной политике Берлина, что привело к Мюнхенскому сговору и расчленению Чехословакии…
- Хотя ситуация действительно очень схожая, но в 1938 году все же многое в международных отношениях было иначе. К примеру, в настоящее время в противостояние вовлечено гораздо меньше игроков, поскольку отсутствуют глобальные договоренности, вовлеченности, как это было накануне Второй мировой войны. Сейчас речь идет только о России, и амбиций у нее намного меньше, чем было у Германии в 30-е годы.
Что касается реакции Запада на действия России, то если сравнивать с ситуацией начала 90-х годов, то за эти годы она намного ужесточилась. Проявилось это уже во время российско-грузинского конфликта 2008 года. Европейцы и американцы уже тогда заняли очень активную позицию по сравнению с той, которую Запад занял в армяно-азербайджанском конфликте. В частности, прямо на передовую противостояния двух государств ЕС отправил своих представителей, которые провели там достаточно много времени. И в итоге добились того, что Россия вывела свои войска из основной части Грузии, вернув их в пределы административных границ Абхазии и Южной Осетии.
Поэтому к кризису в Украине международное сообщество уже проявляет просто уникальное единство и солидарность. Одно то, что Запад сообща идет на введение экономических санкций и НАТО предупреждает Россию о недопустимости подобного поведения, говорит как минимум о двух вещах. Во-первых, международное сообщество предпочитает предпринимать не односторонние акции, а многосторонние, такие как, к примеру, резолюции ООН. Во-вторых, на уровне двусторонних отношений предпринимаются пока сравнительно мягкие меры. Но, как и в любом кризисе, все начинается с мягких шагов, постепенно ужесточаясь в зависимости от реакции страны-агрессора.
- Как вы считаете, уступит ли в итоге Россия международным санкциям, или дело дойдет до развала Украины?
- Полагаю, что Москва должна будет уступить, потому как на одних экономических санкциях международное сообщество не остановится. В этой ситуации Россия может оказаться на грани серьезного дефолта и тяжелого внутреннего экономического кризиса. Думаю, что даже на уровне каких-то экономических санкций Москва пойдет на уступки.
Что касается развала Украины, то это наиболее желательный исход для России. Однако на данном этапе я вижу, что против этого выступают самые крупные международные игроки. Дело в том, что развал Украины станет серьезным вызовом для Европы и последствия этого акта будет очень тяжелыми. Поэтому я уверена, что международное сообщество сделает все ради недопущения развала самого большого государства Европы.
- Каким вы видите будущее соседних с Украиной постсоветских стран сквозь призму возможности повторения событий на их территории?
- В таком состоянии бывшие советские республики находятся давно. К примеру, Азербайджан, Грузия, Молдова. Просто этой ситуации в настоящее время придана новая динамика, в результате которой Россия показала всем, что несмотря на все международные договоренности и попытки показать себя цивилизованным игроком на международной арене, она, по сути, дискредитировала себя и проявила в качестве угрозы миру на достаточно большой территории. В силу этого вряд ли Москве позволят восстановить свое влияние на всей территории бывшего СССР. Скорее всего, в настоящее время идет формулировка амбиций, целей России - до каких границ простираются ее аппетиты. Поэтому идут лишь дискуссии - собирается Москва восстанавливать Советский Союз, или влезть глубже в Грузию и Азербайджан, или она ограничится одним Крымом и позже потихоньку начнет выторговывать себе какие-то преференции за счет уступок по остальной Украине. На мой взгляд, в международном сообществе продолжаются дискуссии по поводу отношения к России, так как пока не ясно, чего же в итоге хочет Россия. Дело в том, что нынешние российские планы целиком и полностью вызваны внутренними проблемами и потому они имеют неопределенный характер, так как очень сложно калькулировать и рационализировать пределы российских желаний, имеющих внутреннюю основу.
- С чем связана нынешняя дипломатическая активизация вокруг Азербайджана?
- Безусловно, одной из причин стала резкая активизация России в ближнем зарубежье. Для многих игроков это стало неожиданностью. Никто не думал, что Москва вот так зайдет в Крым и начнет дестабилизировать обстановку в Украине. Считали, что все-таки зона российских интересов начинается с Кавказа. Хотя на Черном море Россия также неоднократно демонстрировала наличие своих интересов, но ее возможности там были ограничены. Несомненно, Москва и ранее одной ногой стояла в Черном море, но уход Украины в Евросоюз и потеря Крыма лишили бы Россию ее позиций здесь. Это если рассуждать рационально, с точки зрения стратегических интересов Москвы. Вместе с тем никто не ожидал, что Кремль будет действовать в Крыму так жестко, попирая международное право, и это заставило соседей России задуматься о собственной безопасности. Более того, резкая активизация и усиление позиций Москвы на Черном море заставило активизироваться Турцию, а также Азербайджан, занимающий уникальную позицию между Россией, Турцией и Ираном.
- Как вы оцениваете визит президента Азербайджана в Иран? Можно ли считать его прорывом в двусторонних отношениях и в вопросе допуска Ирана к международным газотранспортным проектам?
- Несомненно, процесс либерализации в Иране начался. Но пока очень мало информации о том, насколько далеко этот процесс пошел и насколько эта либерализация устойчива. На мой взгляд, сейчас идет активная консультация между главными игроками в регионе, исследуется возможность кооперации в вопросе доставки альтернативных источников газа в Европу. Дело в том, что нынешнее поведение России нивелирует ее образ, и прежде всего как надежного партнера в бизнесе. Как следствие идут поиски альтернативных выходов и проектов. Тут можно использовать ресурсы Ирана, Ирака и т.д.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать