• пятница, 29 Марта, 01:00
  • Baku Баку 7°C

Доноры поощряют на махинации

19 апреля 2014 | 12:00
Доноры поощряют на махинации

На днях азербайджанский русскоязычный сайт haqqin.az опубликовал аналитический материал под заголовком «32 миллиона долларов, чтобы превратить Азербайджан в Украину». В статье, имевшей широкий резонанс, говорится, что некоторые донорские организации переправили ряду азербайджанских НПО крупные средства, чтобы создать в стране революционную ситуацию, но получатели грантов, сговорившись со своими зарубежными кураторами, попросту присвоили эти деньги.
«В воровстве и отмывании средств наши «дети капитана Гранта» могут посоревноваться разве что со своими белорусскими коллегами. На свержение батьки Лукашенко выделили в десять раз больше средств, чем на борьбу с Януковичем или Каддафи, причем, как известно, финансовые потоки поступали от ЦРУ через литовские (и в целом прибалтийские) спецслужбы. Белорусские неформалы вкупе со своими литовскими кураторами списали миллионы, памятливые читатели должны вспомнить воистину детективную историю денег белорусской оппозиции и НПО, имевшую место в 2009-2010 годах. Однако азербайджанские грантоеды и их западные кураторы распилили «бабла», может, даже на все две революции!»
Далее в статье отмечается, что только три фонда за период с 2002 по 2014 годы выделили азербайджанским НПО свыше 32 миллионов долларов. Иными словами, за 10 лет из трех источников гражданские активисты, близкие к оппозиции, получили в два раза больше, чем украинские оппозиционеры, и почти столько же, сколько российские гражданские активисты.
Эта статья вновь привлекла внимание к проблеме прозрачности в НПО, финансируемых из-за рубежа.
Депутат Милли Меджлиса, правозащитник Чингиз Ганизаде в беседе с нами подчеркнул, что как раз во избежание подобной практики высший законодательный орган страны внес изменения в законодательство, регулирующее деятельность НПО. Эти изменения предназначены для предотвращения притока в страну средств, не прошедших регистрацию и не оформленных документально: «Некоторые НПО оказываются под влиянием зарубежных доноров и не представляют отчетов за получаемые средства. Но каждое НПО должно отчитываться относительно назначения и использования получаемых грантов. Ведь очень часто средства передавались не напрямую, а через вторые и третьи руки, причем негласно. Но мы, внеся в соответствующие законы изменения, стараемся не допускать таких случаев. Считаю, что те НПО, которые действуют в полном соответствии с уставом, спокойно восприняли последние изменения в законах. С другой стороны, есть НПО, чьи цели и задачи довольно туманны, которые служат интересам определенных сил, религиозным сектам или политическим группировкам. Вот они и восприняли в штыки изменения и дополнения в законах. Они пытались сформировать в масштабах страны мнение о том, что мы якобы ограничиваем деятельность НПО. Это, конечно, неправда. Изменения в законе не препятствуют НПО получать гранты или финансовую помощь извне. Требуется попросту представить в соответствующие инстанции отчет о том, откуда и с какой целью получен грант, на что он израсходован - во имя обеспечения прозрачности. Вообще, НПО, которые, нарушая закон, негласно получают материальные ценности в обмен на обслуживание интересов зарубежных государств и не отчитываются в этом, как и те организации, которые передают им финансовые средства, должны нести ответственность по азербайджанским законам».
Председатель «Сети свободы слова» Центральной Азии и Южного Кавказа (CASCFEN) Азер Хасрат также заметил, что западные страны, как правило, не уделяют большого внимания прозрачности при расходовании выделенных ими средств. Они сознательно создают определенные пустоты и послабления, способствуя тому, чтобы организации-получатели и их лидеры могли спокойно тратить выделенные деньги: «В результате грант, выделенный под конкретный проект, фактически идет на улучшение личного благополучия лиц, формирующих в стране «пятую колонну», с тем чтобы поощрять и стимулировать их. То есть люди случайные или подставные лица, которые в одночасье становятся полновластными хозяевами десятков или даже сотен тысяч манатов, оказываются в таком потоке, что даже при желании уже не смогут из него выйти. Это позволяет без труда направлять их действия, а вместе с тем и тех, кто слепо поверил им и идет за ними. Как известно, все это направляется в русло принципов свободы мнений и политических прав, а нередко на подмогу приходят и экологические вопросы. В конечном счете страна оказывается под двойным нажимом: с одной стороны - государство, которое представляет организация, выделившая грант, а с другой - международные НПО. Все это подается как поддержка развития гражданского общества, защита прав человека и так далее. Результат же бывает такой, как, например, сейчас в Украине. В Азербайджане наличие патриотически настроенного гражданского общества мешает осуществлению указанных планов. Поэтому и государство, и граждане должны сохранять бдительность».
Председатель Центра журналистских расследований Сеймур Велизаде подчеркнул, что руководимая им неправительственная организация никогда финансовой помощи от зарубежных доноров не получала: «Мы работаем с местными донорами, выполняем только проекты, соответствующие национальным интересам, предусматривающие пропаганду прав человека, свободы слова и печати. Если можно так выразиться, мы отчитываемся за каждый гяпик. Любое НПО может получить грант из-за рубежа, но это не должно приводить к зависимости от донора. К сожалению, в Азербайджане такая негативная тенденция есть, и она усиливается. И если принять во внимание негативное отношение к Азербайджану большинства зарубежных донорских организаций, то складывается неприятная картина. Некоторые НПО, позарившись на деньги иностранцев, начинают передавать международной общественности недостоверные, не соответствующие действительности сведения об Азербайджане. Некоторые не останавливаются даже перед тем, чтобы поставлять искаженную информацию относительно карабахского конфликта. Считаю, что необходимо общественное противодействие такого рода проявлениям. Никакие деньги, сколь бы велики они ни были, не должны побуждать азербайджанские СМИ распространять ложную информацию. Азербайджанские НПО действуют по азербайджанским законам и должны ставить национальные интересы выше корпоративных».
Исполнительный директор Комитета защиты азербайджанских журналистов «RUH» Авез Рустамов не согласился с трактовкой вопроса лишь как недопустимости финансирования НПО зарубежными донорами. Он сказал, что есть зарубежные компании и фонды, которые руководствуются целями взаимовыгодного сотрудничества, без конкретных политических установок, находят партнеров в различных странах, и общество черпает пользу из такой деятельности. С другой стороны, в Азербайджане есть НПО, строящие отношения с зарубежными организациями на здоровой основе: «К сожалению, в большинстве случаев мы сталкиваемся с противоположным. Общественности становятся известны факты разного рода махинаций, в которых замешаны организации, получающие помощь из-за рубежа. Безусловно, действующие в Азербайджане НПО и провозглашающие своей целью развитие той или иной сферы, должны, по меньшей мере, уважать положения своего устава, прошедшего регистрацию в Министерстве юстиции, и не допускать злоупотреблений. В этом контексте необходимо жесткое и принципиальное отношение к данной проблеме как государства, так и общественности».
Руфик ИСМАЙЛОВ
banner

Советуем почитать