• четверг, 25 Апреля, 12:42
  • Baku Баку 23°C

Международная «геттоизация»

05 июля 2019 | 10:17
Международная «геттоизация»

ОБОЗРЕНИЕ
В последнее время в связи с дальнейшим обострением американо-российских отношений все большее количество экспертов в различных странах мира, в том числе и в самой РФ, рассуждает о позиции Москвы на мировой арене, правильности выбранного внешнеполитического курса и т.д.
Что касается позиции Кремля, то тут все ясно - в недавней речи на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин огласил программу глобального противостояния США, где он четко дал понять, что Россия больше не признает сложившейся системы мирового господства американцев и объединяется для противодействия ему с Китаем и другими странами.
Ряд экспертов поспешил сравнить это выступление по своей жесткости и программности с предыдущей знаменитой речью Путина - в Мюнхене в 2007 году, а некоторые еще более громкую параллель - с Фултоновской речью Черчилля.
Однако далеко не все согласны с вышеприведенными сравнениями и проводимым Кремлем внешнеполитическим курсом. В частности, своим мнением о реальном значении этой речи, нынешнем внешнеполитическом курсе РФ и перспективах глобального противостояния России с Западом в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» поделился российский политолог Павел Лузин.
- Можно ли в нынешних условиях утверждать о некоем повороте во внешней политике РФ на Восток, нацеленном на разрыв с США и Европой и развитии всеобъемлющих отношений с Китаем и Индией?
- Россия свой выбор сделала в 2014 году, напав на Украину. Хотя мы вообще можем говорить, что выбор был сделан еще в сентябре 2011 года, когда Владимир Путин в нарушение российской Конституции решил вернуться в Кремль. По сути все это - и выбор 2011 года, и выбор 2014 года. - стало свидетельством того, что российская власть больше не может соблюдать сложившиеся после 1991 года внутрироссийские и международные правила. Так что сейчас никакого поворота нет. Есть продолжение взятого курса: на окончательный демонтаж остатков рыночных и постсоветских политических институтов внутри России и на пересмотр международного порядка.
Но я бы не говорил, что Россия сможет осилить разрыв с США. Да, Кремль хочет вбить клин между Америкой и Европой, но полный разрыв с американцами - это международная «геттоизация» России. Вы посмотрите: даже в создании гражданского самолета МС-21 Россия опирается на американские двигатели, а ее собственный двигатель ПД-14 - это попытка частично скопировать американские инженерные решения. Что касается, например, космоса, то без сотрудничества с США встанет вопрос не только о будущем российской космонавтики, но и о международном статусе России в целом.
Что касается Индии и Китая, то достаточно посмотреть на прямые инвестиции. Входящие остатки инвестиций из Китая в Россию на 1 января 2019 года составляли $2,6 млрд., а из Индии - $638 млн. Сравним это с входящими остатками инвестиций из США - $3,1 млрд. или из Германии - $16,4 млрд., или из Италии - $4,3 млрд. И это в условиях санкций и конфронтации. Даже входящие остатки инвестиций из Казахстана - почти $2,9 млрд. Очевидно, что ни Китай, ни Индия не могут заменить России нормальные отношения с США и Европой, а также нормальные и уважительные отношения со своими соседями.
- Несмотря на жесткость речи, которую многие эксперты посчитали второй Мюнхенской речью, и содержащийся в ней вызов гегемонии США, Путин все же соглашается на встречи с Трампом и ждет улучшения отношений. Как это согласуется с его собственной речью на Петербургском экономическом форуме?
- Речь Владимира Путина на ПМЭФ сравнивают с речью в Мюнхене в 2007 году только те эксперты, у которых от таких сравнений зависит зарплата. Путин в очередной раз просто проговаривает цели и желания российской власти - установить такие международные правила, при которых российское руководство на Западе будет вхоже в приличные дома, но при этом будет избавлено от вопросов о методах своей власти внутри России и о происхождении своего богатства.
И Путин не может выбирать - соглашаться или не соглашаться на встречи с Трампом. Он нуждается в этих встречах, как в воздухе. Потому что эти встречи не только служат дипломатическим ресурсом, но и демонстрируют, что Владимир Путин все еще обладает какой-то реальной властью. Последнее особенно важно в условиях, когда внутри страны российское руководство и институты все больше теряют свою дееспособность.
- Недавно полномочия делегации РФ в ПАСЕ были полностью восстановлены, что вызвало недовольство ряда стран. Чем это объяснить - ведь ЕС сохраняет все санкции против РФ в том же объеме, к тому же не решены многие вопросы, за которые Россия критикуется в Европе?
- К сожалению, в Европе до сих пор плохо понимают, с чем имеют дело. Там решили уступить шантажу, поскольку Москва угрожала выйти из Совета Европы, лишив своих граждан доступа к институту ЕСПЧ, а также поставив вопрос о возвращении смертной казни в России (мораторий на это наказание был одним из условий членства России в СЕ). В итоге возвращение полномочий российской делегации стало важной символической победой Москвы. Она получила также подтверждение, что на европейцев можно и нужно давить, и рано или поздно, они продавливаются.
В конце концов, Кремль понимает только жесткий язык, и для Европы правильнее было бы не уступать. К тому же российских граждан и без смертной казни пытают и убивают в тюрьмах, а лишение доступа к ЕСПЧ заставило бы часть россиян не надеяться на получение компенсаций в случае нарушений их прав, а жестче бороться за их соблюдение.
- В своей политике по отношению к Европе Москва давно работает над тем, чтобы оторвать ЕС от США. На это же делался упор и в речи Путина. Получится ли это у России, ведь пробовали уже много лет?
- Пока мы видим, что этого сделать не удается. Трансатлантический союз демонстрирует свою устойчивость. Но в политике возможно очень многое. Вспомним то, что было 80 лет назад: вот тиран Сталин сначала уничтожал миллионы своих граждан, привечал всякий сброд по всему миру, пускал пыль в глаза западной интеллигенции, союзничал с Гитлером, а потом сидел за одним столом с западными лидерами. Я к тому, что не стоит недооценивать нынешнюю ситуацию. Конечно, лично я полагаю, что у Кремля ничего не получится в силу того, что он плохо понимает окружающий мир. Российские руководители часто руководствуются какой-то своей мифологией при принятии решений, экспертизы нет, интеллектуалы на нынешний Кремль не работают, в отличие от советских времен, и российское общество стало гораздо сложнее. То есть количество ошибок рано или поздно перейдет в качество.
В конце концов, что у России получилось в Украине? Что получилось в Сирии? Получилось создать проблемы, но что мы выиграли? Ничего. Это плохая стратегия в долгосрочной перспективе. Российская властная система не предпринимает никакой созидательной деятельности, а потому в историческом смысле обречена. Другое дело, что она пока способна продолжать создавать проблемы.
- Каков ваш прогноз по развитию отношений РФ с США и ЕС в ближайшие годы?
- В ближайшие годы вряд ли произойдут какие-то улучшения. Россия и далее будет воссоздавать нерыночную экономику, продолжит курс на культурную самоизоляцию от Запада, не оставит попыток использовать слабости Европы и США. Все это нужно Кремлю для сохранения консолидации внутри правящего класса, так как то самое накопление системных ошибок, о котором я сказал выше, - оно же и в Кремле осознается, как большая проблема. А любые изменения системы даже во имя ее самосохранения требуют цену, которую кому-то придется заплатить. И цена «осажденной крепости Россия» вкупе с попытками выбить у Запада принятие российских условий представляется пока более приемлемой.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать