• суббота, 20 Апреля, 10:53
  • Baku Баку 14°C

Война без правил

06 июля 2019 | 11:37
Война без правил

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прошедшая в конце прошлого месяца в Вене международная конференция «От межрелигиозного и межцивилизационного сотрудничества к общечеловеческой солидарности» совпала по времени с 78-й годовщиной начала Великой Отечественной войны.
Мероприятие состоялось при организационной поддержке Бакинского международного центра межрелигиозного и межцивилизационного сотрудничества при Управлении мусульман Кавказа совместно с Международным центром межрелигиозного и межкультурного диалога, Женевским центром развития прав человека и глобального диалога и Посольством Азербайджана в Австрии.
В разрезе этих событий можно ясно представить себе, как много общего между сферой духовности и бичом современного мира, коим являются войны, терроризм, ежедневно и без разбора уносящие человеческие жизни, не щадя даже детей, женщин и стариков.
Терроризм чужд исламу
Названная Первой мировой, война начала XX века вовсе не была первой, когда в вооруженном столкновении скрестили оружие не отдельные страны, а их коалиции, ставящие целью передел границ, поиск новых жизненных пространств. Если внимательнее всмотреться в историю, то мировой войной вполне можно назвать те же крестовые походы, поводом для которых хотя и было освобождение «гроба Господня», но истинной целью рыцарей-крестоносцев являлись караванные пути, доступ к рынкам Востока и доставка его товаров к рынкам собственным.
Минувший век не ограничился одной мировой войной, в середине его разразилась еще одна, практически так и не завершившаяся в мае 1945-го. Перманентные вооруженные конфликты, в которых сталкивались две противоположные идеологии, продолжились вплоть до того времени, пока в стан одной из идеологий не пробралась «пятая колонна» во главе с Горбачевым и Яковлевым, подкосившая устои общества равных возможностей взамен на возможность избранных есть немецкие сосиски, запивая их баварским пивом. Как тогда казалось, мир, ставший однополярным, с обширными рынками бывшего соцлагеря, весьма подходящими для сбыта залежалых западных товаров, должен был перевести дыхание, отдохнуть от войн. Тем более что Запад помимо рынков получил доступ и к богатым недрам стран, с которыми, успев заключить договора о сотрудничестве, он стал осуществлять крупномасштабные проекты, исключающие обоюдно неприемлемые военные вторжения. Вот тут и вспомнили о терроризме - войне без правил и линий фронтов, но со своей стратегией, командирами и конечными целями. И сегодня, как и тысячелетие назад, война чаще всего идет за «караванные» пути транспортировки углеводородов.
Терроризм как форма выражения несогласия с существующим порядком в различные времена владел умами многих людей, жертвующих даже собственной жизнью ради достижения поставленной цели. Терроризм чужд мусульманам, идеологии ислама, гласящей, что смерть одного невинного человека равносильна гибели всего человечества, и мы не ошибемся, сказав, что терроризм так же, как и ядерное оружие, заимствован мусульманами у Запада. Говоря о странах Содружества, и конкретно о Северном Кавказе, где вот уже почти три десятка лет не удается погасить очаги терроризма, необходимо признать, что семена этой беды попали сюда еще до революции из самой России. Достаточно вспомнить «подвиги» Бориса Савинкова, описанные в его книге «Конь бледный», название которой вовсе не случайно заимствовано от «Конь блед» - имени одного из четырех всадников Апокалипсиса. Жертвами «белого» террора, охватившего страну сразу после октябрьской революции, по словам одного из его авторов, генерала Деникина, становились не только сторонники большевиков, но и случайные люди. И только призыв Ленина ответить на террор «белый» террором «красным» заглушил на короткое историческое время эту болезнь, которая в наши дни вспыхнула вновь разветвленной сетью рецидивов.
Сохраняя статус-кво
К этому испытанному способу подрыва общественного спокойствия и, как следствие, роста недовольства существующей властью в наши дни прибегают силы, заинтересованные в распаде уже России. Причем, как и в конце 80-х годов при расшатывании государственных устоев СССР он задуман в обратном порядке от явлений центробежных - то есть от многоконфессиональных и многонациональных окраин к центру, а не от центра к периферии, как обычно бывает при борьбе за власть.
Что касается Азербайджана, то волна армянского террора параллельно с сепаратизмом улеглась сразу же после завершения задуманной аннексии части его земель в первой трети 90-х годов прошлого века. Территория Азербайджана, равно как и «мишени» - азербайджанцы, противнику были хорошо знакомы по событиям начала прошлого века, когда от его рук пали Фатали хан Хойский, бывшие заместитель председателя парламента ГасанбекАгаев, министр юстиции Халилбек Хасмамедов, министр внутренних дел Бехбуд хан Джеваншир. К печальному списку уже в конце века добавились взрывы в бакинском метро, на морском, железнодорожном и автомобильном транспорте, события в Ходжалы, сбитый в Карабахе вертолет и многое другое.
В настоящее же время, как бы странно это ни звучало, армянская сторона вовсе не заинтересована в дестабилизации обстановки в Азербайджане, которая может повлечь за собой возобновление военных действий. Именно поэтому нынешнее спокойствие, столь разительное по контрасту с происходящим время от времени за нашей северной границей, в Дагестане, - больше результат стараний заинтересованных сторон в сохранении статус-кво в карабахском вопросе, нежели заслуга правоохранительных органов. Но это относительное спокойствие - вовсе не повод для успокоения, и нотки тревоги за безопасное будущее были слышны во всех выступлениях, прозвучавших в июне нынешнего года в венском дворце Хофбург. Судя по выступлениям, самым опасным сценарием развития событий видятся религиозные мотивы, в паутину которых чаще попадают молодые люди.
Современный мир, оставив позади опыт большинства из известного спектра общественных формаций и не найдя искомого жизненного идеала, все чаще обращает свои взоры к религии, что умело используют те, кто посеял хаос в Афганистане, Палестине, Ираке, Дагестане. Сегодня ни для кого не секрет, что США, чьим военно-политическим задачам подчинено НАТО, увеличивает фронт своих союзников посредством цветных революций, военных вторжений, заключением контрактов, прибыль от которых идет их собственным корпорациям. Там же, где подобные апробированные схемы не проходят, приходит на помощь террор, а с учетом того, что мировая «бензоколонка» сосредоточена вокруг Персидского залива с его мусульманским населением, то экстремизм и терроризм окрашиваются в зеленые цвета ислама.
Надо отдать должное профессионализму спецслужб Запада, терпеливо чужими руками внедряющих в сознание истинно верующих в исламские заповеди молодых людей необходимость террора для утверждения справедливости в войне с неверными. И хотя действия обманутой молодежи, стремящейся к джихаду ради торжества справедливости через самопожертвование, и являются прискорбным заблуждением, необходимо признать, что в большинстве своем они имеют в основе вовсе не своекорыстный расчет.
Русская рулетка?
В данном случае террор есть больше сфера убеждений, куда бессилен проникнуть карающий закон, уравнивающий всякое преступление масштабами его итогов. Нравственный, глубоко верующий и так же глубоко заблуждающийся и обманутый молодой человек и безнравственный убийца, разбойник или вор не могут быть уравнены в том, какие помыслы были двигателями и мотивами их преступлений. Ни в коей мере не оправдывая террор в любом его проявлении, нужно отметить, что для борьбы с террором обманутых и помимо своей воли льющих воду на вражескую мельницу нужны иные подходы. Закон карает не более чем внутреннее чувство морали и чести, и наказание, примененное к одному, может быть высшей несправедливостью в отношении другого, поэтому данную проблему невозможно решить даже в самых совершенных рамках законодательства. Именно поэтому попытка поиска нестандартных путей решения наболевшей проблемы религиозными деятелями, подразумевающая замену камеры и гильотины Словом, заслуживает самой широкой государственной и общественной поддержки.
В наши дни необъявленная война, называемая терроризмом, уютно заняла место завершившейся холодной войны, ее различные виды и мотивации, делающие человека террористом, террористические акции, поддерживаемые некоторыми государствами, при прозрачности границ делают уязвимым практически каждого. Неудивительно, что так остро реагирующие на сентябрьские события восемнадцатилетней давности в США и теракты в Европе, американцы, равно как и ведущие европейские державы, остаются безучастными к ежедневным терактам в Ираке и Афганистане. Незавидное будущее на глазах у всего мира уже реализуется в ряде стран Северной Африки, Ираке, Сирии, Ливане, Палестине, но не срабатывает в идеологическом Иране.
А если так, то в ход пускаются наезженные варианты конфессионального противостояния, поочередные взрывы в шиитских и суннитских мечетях, и все чаще на слуху теперь слово «джихад». И самое страшное в этом даже не ежедневные сводки о погибших и раненых, а то, что общество начинает привыкать к тому, что спутником жизни становится навязанная игра в русскую рулетку, что мир медленно, но верно погружается в это ненормальное состояние, практически не оказывая сопротивления.
В наши дни, будь то в благополучной Норвегии или раздираемом Афганистане, к каждому виску накрепко прижато дуло револьвера, предназначенного для этой зловещей игры, и будет ли выстрел холостым, или убьет наповал - только в воле судьбы. В уготованном ему сценарии мир напоминает лягушку, которая, будучи брошена в кипящую воду, тотчас из нее выпрыгивает, но она же, опущенная в воду холодную и медленно нагреваемую, попросту сваривается, сама того не замечая.
Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ
banner

Советуем почитать