• четверг, 18 Апреля, 19:58

Фрагменты SOS амфоры

25 июля 2019 | 17:11
Фрагменты SOS амфоры

НАУКА
В рамках завершившейся в Габале при совместной организационной поддержке Отделения общественных наук и Совета молодых ученых и специалистов НАНА международной летней школы молодых ученых и студентов-археологов отличившимся участникам школы были вручены сертификаты. А целью проведения летней школы, которая проходила в течение пяти дней, было обсуждение результатов археологических исследований, проводимых в республике и различных странах мира, привлечение молодых кадров к обсуждению актуальных вопросов в этой сфере и повышение их профессионализма во время полевых исследовательских работ.
В рамках мероприятия для молодых историков и археологов, работающих в научных учреждениях и высших учебных заведениях страны, были организованы мастер-классы, во время которых обсуждались интересные доклады и состоялись обучающие тренинги.
Преданья старины глубокой
Помимо этого, участники получили сведения о публикации статей в научных журналах, включенных в базы Web of Sciences и Scopus, о требованиях, предъявляемых к статьям, и возможностях, которые предоставляют эти базы. Также прошли научные интерактивные дискуссии на тему «Уровень пропаганды археологии Азербайджана в «Википедии», продемонстрированы документальные фильмы, посвященные археологии, организованы интеллектуальные игры. Участники летней школы приняли участие и в полевых экспедициях, организованных на территории поселения Сельбир, имеющего большое значение для мировой истории и культуры. Здесь до сих пор находят склады для хранения вина, состоящие из огромных хозяйственных кувшинов, остатки овальных строений, глиняную посуду, предметы быта и остатки стен, построенных из сырого кирпича. А еще в руинах древнего города «прячутся» фортификационные стены, относящиеся к II веку нашей эры, античные катакомбы, бассейны, тендирные сооружения, бусы и т.д.
Не менее древним оказался и другой июльский артефакт - развалины мечети в Шамахе, обнаруженные в ходе разведывательных работ на территории шамахинского села Галейбугурд археологической экспедицией «Шамахы-Агсу», которую возглавляет заведующий отделом нумизматики и эпиграфики Института археологии и этнографии (ИАЭ) НАНА Акиф Гулиев.
Как рассказали корреспонденту газеты «Каспiй» в пресс-службе ИАЭ, стены, фрагменты купола мечети, построенной из скальных и речных камней, сохранились до наших дней. Здание заросло высокими кустарниками, поэтому за состоянием мечети долгое время никто не следил, но несмотря на это, местные жители считали этот памятник истории святилищем. «По преданию, распространенному среди местных жителей, - пояснил Акиф Гулиев, - на этом кладбище похоронен близкий соратник пророка Мухаммеда шейх Тамим аль-Дари. Во времена пророка Мухаммеда он приехал в Ширван, чтоб распространять ислам, а после смерти был похоронен здесь же, недалеко от мечети. Позднее местные жители стали хоронить вокруг могилы шейха своих родных и близких, превратив это место в кладбище. Но это предание распространено только среди местного населения, в научных источниках не встречается информация о пребывании шейха Тамима аль-Дари в древнем Ширване. По нашей версии, человек, похороненный на кладбище Галейбугурда, является тезкой соратника пророка Тамима аль-Дари. После проведения обширных археологических исследований на местности будет установлено, к какому периоду относится комплекс мечети и чья это могила».
Летние месяцы богаты и на другие новшества археологии. Так, в Карабахском регионе обнаружены археологические памятники. Исследования разведывательного характера на равнинной части Карабаха (Аран) проводила Карабахская неолитическо-энеолитическая экспедиция Института археологии и этнографии НАНА. В основном раскопки велись на территории Бардинского и Физулинского районов, кроме того, был произведен мониторинг многих памятников, расположенных на территории Агдамского района. К археологической разведке была привлечена вся территория Султанбудского леса, на электронных носителях были зарегистрированы археологические памятники, относящиеся к различным периодам, произведено их картографирование.
Копают десятки лет
Отметим, что археологические разведывательные раскопки на территории памятников периода неолита, обнаруженных в долине Хачынчай-Тертерчай, велись и в нынешнем сезоне. Это касается поселений периода неолита (Эмирли-3). По словам руководителя экспедиции доктора философии по истории Хагани Алмамедова, в результате раскопок было выявлено, что толщина культурного слоя на памятнике Эмирли-3, относящегося к периоду неолита, составляет примерно 2 м, а образцы архитектуры представляют собой полуземляные и наземные строения круглой и овальной формы, возведенные из сырцового кирпича без примесей соломы. На территории памятника начаты и мультидисциплинарные исследования. Чтобы сделать точные выводы о климатических изменениях, которые происходили в период существования древнего поселения, и о влиянии этих процессов на образ жизни людей, из разных глубин были взяты образцы почв. Основываясь на этом, в соответствующих лабораториях институтов географии, геологии и геофизики НАНА будут произведены палеонтологические анализы.
А еще планируется проведение исследований, посвященных определению хронологических рамок существования поселения Эмирли. Так, принимающая участие в раскопках младший научный сотрудник Института радиационных проблем НАНА, член группы «Установление исторических периодов, к которым относятся археологические находки» Айбениз Ахадова взяла образцы и измерила радиационный фон в точках, где эти образцы находились. «После того как будут произведены анализы образцов путем применения термолюминесцентного метода и метода электронного парамагнитного резонанса, станет известен их условный возраст», - сказала она.
В рамках постановления Президиума НАНА «О проведении археологических исследовательских работ на освобожденных от оккупации территориях Карабаха» от 11 июня 2014 года, археологические разведывательные работы велись и на освобожденных от оккупации территориях Физулинского и Джебраильского районов. В результате разведывательных работ были зарегистрированы и картографированы десятки археологических и историко-архитектурных памятников, относящихся к различным периодам. Так, например, обнаруженное экспедицией поселение Горадиз, относящееся к периоду неолита, было выбрано основным объектом исследования, и на его территории были проведены топографические работы. В будущем здесь планируется проведение широкомасштабных археологических раскопок.
Международное сотрудничество азербайджанских и зарубежных археологов имеет давнюю историю. Это еще раз подтверждает новый договор о сотрудничестве и взаимопонимании между Институтом археологии и этнографии НАНА, Сеульским национальным университетом и Общественным объединением «Азербайджано-корейская ассоциация культурного обмена СЕБА (Сеул-Баку)».
По условиям договора пре­дусмотрено продолжение исследований в течение последующих трех лет, составление планов и отчетов исследований на основе взаимных консультаций и взаимного согласия, совместная публикация результатов археометрических исследований, привлечение к исследованиям молодых специалистов и студентов и т.д.
Древнее древнего
В церемонии его подписания приняли участие (кроме сотрудников ИАЭ и СЕБА) также советник посольства Республики Корея в Азербайджане Ли Джай-Вунг и профессор Сеульского национального университета Ким Джонг-Ил.
Открыв мероприятие вступительным словом, председатель СЕБА доктор философии по биологии Рухангиз Гейдарова сообщила, что более десяти лет археологи Азербайджана и Кореи ведут совместные исследования в Габале на территории поселений, относящихся к разным историческим периодам, а проводимая руководством страны успешная внешняя политика страны позволяет осуществлять международные научные изыскания.
По словам же директора Института археологии и этнографии доктора исторических наук, профессора Маисы Рагимовой, рассказавшей гостям о деятельности руководимого ею учреждения, сегодня на территории страны действуют десятки международных археологических экспедиций, а результаты исследований публикуются в известных научных журналах мира. Ученый сообщила, что азербайджанскими и корейскими специалистами велись совместные исследования на территории археологических памятников, проводились реставрационные и консервационные работы.
А профессор Сеульского национального университета Ким Джонг-Ил отметил, что Азербайджан богат археологическими памятниками, имеющими большую ценность для мировой науки, и результаты исследований, которые проводились в Габале, доказывают это.
Трудно переоценить и участие наших археологов в раскопках за пределами страны. Так, недавно из Греции вернулся сотрудник ИАЭ доктор философии по истории Заур Гасанов, который проводил исследования в Международном греческом университете (International Hellenic University) в Салониках - в контексте Рамочной программы Европейского Союза по науке и инновациям на 2014-2020 годы («Горизонт-2020»), в программе Марии Склодовской-Кюри в составе блока «Передовая наука», поддерживающего проекты по обучению молодых ученых, развитию карьеры в течение всей профессиональной жизни исследователя и обмену персоналом.
Наш архитектор работал на территории древней резиденции, которая была локализована на высоком холме, большая часть которого была разрушена, а остальная часть занимала примерно полтора гектара. В результате исследований удалось выяснить, что при строительстве резиденции в качестве основного строительного материала использовался камень, стены почти в каждой исследуемой части были разрушены, только нижние части стен остались нетронутыми.
Археологические раскопки также проводились и в других секциях поселения. Согласно материалам, большинство населения проживало в этом районе в IX-VI вв. - это связано с периодичностью греческой археологии железного века. «Каждый холм, - вспоминают археологи, - имеет изумительный вид. С одной стороны - Тамейский залив (Термаикос), с другой - Эгейское море, горы Гортиатис, части долины Антемунтас». По словам греческого ученого, директора англоязычной магистерской программы по археологии и древней истории Македонии, декана гуманитарного факультета университета профессора Манолиса Маноледакиса, географическая локализация памятника создает представление о том, что древнее поселение, несомненно, имело стратегическое значение. «Большинство керамических изделий, - поделился он, - изготовленных вручную и изготовленных в дробилке, были обнаружены в местных мастерских. У некоторых керамических находок были геометрические орнаменты, а импортированная керамика была менее значимой и в основном ввозилась из Восточной Греции, Аттики и Коринфа.
Археологические исследования выявили фрагменты SOS амфоры и изделий керамического происхождения».
Отметим, что во время научной стажировки Заур Гасанов также работал в Международной библиотеке Международного греческого университета и более детально ознакомился с работой Лаборатории археологической реставрации.
Галия АЛИЕВА