• пятница, 29 Марта, 16:43
  • Baku Баку 14°C

Маршрут сотрудничества

09 августа 2019 | 19:46
Маршрут сотрудничества

ПОЛИТИКА
Как известно, 14 сентября в Сочи должна состояться встреча на высшем уровне президентов Азербайджана, России и Ирана, где наиболее важным будет вопрос реализации транспортного проекта «Север-Юг», ставшего важнейшим фактором региональной и международной политики.
В связи с этим следует напомнить, что первая встреча в данном формате состоялась в августе 2016 года в Баку по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева, и призвана она была обеспечить политические гарантии для реализации такого многофункционального маршрута, каковым является транспортный коридор «Север-Юг». Сейчас трехсторонний диалог успешно развивается, особенно на фоне завершающей фазы строительства, однако на фоне санкций против России и Ирана, а также осложнившейся ситуации в зоне Персидского залива участникам есть что обсудить с целью максимального сокращения этих рисков.
С другой стороны, эти риски были просчитываемыми, но не повлияли на потенциал проекта, который по-прежнему сохранится, даже если его реализация будет осуществляться усилиями трех акторов, несмотря на то, что МТК «Север-Юг» предусматривает участие порядка 20 стран, ключевыми из которых продолжают оставаться именно Азербайджан, Россия и Иран.
Азербайджанская Республика, находящаяся на пересечении важнейших транспортных маршрутов не только в своем регионе, но и в масштабах всего Евразийского континента, с первых же лет своей независимости задалась целью превратить свой транзитный потенциал в важнейший стратегический ресурс, обеспечивающий долгосрочные выгоды как для себя, так и для своих соседей. Еще в 1998 году в Баку состоялась международная конференция «Великий шелковый путь» с участием глав государств Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также руководителей ведущих европейских структур, впервые на высшем уровне закрепившая идею развития мультимодального транспортного коридора ТРАСЕКА. Одновременно с этим Азербайджан и страны-соседи приступили к реализации проектов реконструкции уже существующей и строительства новой транспортной инфраструктуры, позволяющей значительно расширить рамки и возможности транспортных перевозок в пределах обширного географического пространства, простирающегося от западных границ Китая до Восточной и Южной Европы. А в 2000 году при деятельном участии России, Ирана и Азербайджана было принято решение о создании еще одного стратегического маршрута, обеспечивающего перевозку грузов уже по направлению с Севера на Юг и обратно, получившего название «Север-Юг».
Самым эффективным сухопутным маршрутом в рамках проекта «Север-Юг» до настоящего времени считался путь, пролегающий через территорию Азербайджана. Но его реализация шла медленно по причине сложностей технического характера из-за строительства иранского участка железной дороги Казвин-Решт, проходящего по горной местности. А вот более протяженный маршрут через страны Центральной Азии, хотя и предусматривал строительство на восточном побережье Каспия новой транснациональной железнодорожной магистрали Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган, соединяющей Казахстан, Туркменистан и Иран, воплотился гораздо быстрее. Но даже в этих условиях маршрут через Азербайджан продолжается рассматриваться как весьма перспективный и кратчайший из России в Иран. Особенно после завершения строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Казвин-Решт в марте текущего года.
В последнее время наблюдаются явные подвижки в осуществлении проекта «Север-Юг», который активно продвигается всеми участниками проекта, и прежде всего Россией, Азербайджаном и Ираном. На встрече в Сочи будут подробно обсуждены его перспективы на фоне окончания строительства иранской части маршрута.
В целом развитие проекта «Север-Юг», связывающего Россию и Северную Европу со странами Индийского океана, может расцениваться в качестве важного стимула в вопросе создания новой жизнеспособной на длительную перспективу транспортной инфраструктуры, параллельно выполняющей роль фактора сохранения в регионе политической стабильности.
Однако политика политикой, но не следует забывать, что все эти проекты имеют четкое экономическое обоснование. Где-то в районе Каспийского моря маршрут делится на два рукава, один из которых ведет в Иран через страны Южного Кавказа, другой - через государства Центральной Азии. Да и само Каспийское море можно рассматривать в качестве отдельного ответвления.
Говоря о значении данного международного транспортного коридора, следует напомнить, что проект «Север-Юг» заложен в 2000 году. Азербайджан к нему присоединился спустя несколько лет по согласию его учредителей. Тогда же был согласован основной маршрут в рамках данного проекта - тот, который связывает Россию и Иран через Азербайджан посредством единого железнодорожного сообщения. Это самый короткий и соответственно наиболее дешевый путь, обеспечивающий доступ товаров из стран Индийского океана к рынкам Европы и наоборот.
К середине 2000-х этот проект стал активно реализовываться. На значительных участках маршрута были проведены реконструкционные работы, воссоздана инженерная инфраструктура. В настоящее время заканчивается строительство завершающего участка Решт-Астара. Стыковой участок иранская Астара - азербайджанская Астара также сдан в эксплуатацию пару лет назад.
Примечательно, что параллельно и Армения в свое время предпринимала попытки стать одной из ветвей этого маршрута. Еще в бытность президентом Кочаряна с иранской стороной был подписан договор о строительстве альтернативного участка, который шел бы далее через Грузию. Но на этот проект денег не нашлось из-за его высокой сметной стоимости - порядка $3 млрд. Армянское руководство стало искать внешних спонсоров и, естественно, никого не нашло, хотя все еще продолжает попытки. В целом же маршрут по территории Армении никогда никем не рассматривался в качестве альтернативы азербайджанскому участку, кроме, конечно же, самих армян.
Ожидается, что встреча в Сочи положительно скажется на ускорении работ по реализации проекта, на открытии новых рабочих мест, современных логистических центров, модернизации транспортной инфраструктуры стран-участниц и раскроет новые возможности для регионального взаимодействия.
Ильгар ВЕЛИЗАДЕ,
политолог
banner

Советуем почитать