• пятница, 19 Апреля, 09:06
  • Baku Баку 13°C

Опять двойные стандарты

07 сентября 2019 | 10:34
Опять двойные стандарты

ТЕМА
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган назвал неприемлемой ситуацию, когда одни страны обладают ядерным оружием, в то время как Турция не может заниматься его разработкой.
«У кого-то есть ядерные боеголовки, и не одна-две, но у нас пусть их не будет. Я это не приемлю. Сейчас почти нет развитых стран, у кого не было бы ядерного оружия. У всех есть... А нам говорят: смотри, не делай! Дальше: рядом Израиль. Есть у него ядерное оружие? Есть. И он им угрожает», - сказал президент братского государства, выступая в городе Сивас.
И в этих словах, конечно же, есть резон. Договор о нераспространении ядерного оружия жестко очертил круг государств, обладающих ядерным оружием, - СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Каждое из них брало на себя обязательство не передавать его другим странам. Остальные государства-участники договора обязались не разрабатывать ядерное оружие и не пытаться получить его каким-либо иным способом.
Участниками договора стали почти все независимые государства мира (Турция присоединилась к нему в 1980 году, а также подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 1996 году), кроме Израиля, Индии, Пакистана и КНДР, которым закон не писан.
Характерно, что инициаторами этого документа явились США и СССР, поскольку примерно после Карибского кризиса, когда они чуть не забросали друг друга ракетами, как сосисками, к середине 1960-х годов у них появилась информация, что некоторые страны по примеру «старших товарищей» реально подумывают обзавестись ядерным оружием.
В качестве довода в пользу заключения соглашения они официально называли упомянутый кризис, который, как декларируется, показал, насколько велик риск уничтожения всей жизни на Земле и что мир находился в минутах от конца света, что две, или даже пять крупных держав (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) между собой еще договорятся, а появление атомных бомб у большого количества молодых, нестабильных, имеющих счеты друг с другом стран многократно увеличивает угрозу локальных ядерных войн.
Хотя очевидно, что помимо осознания глобальной опасности была и иная мотивация - желание предотвратить появление ядерного оружия у соседей.
Так уж повелось, что наиболее одиозным и сильным государствам и их народам абстрактное «мировое сообщество» доверяет, а другим - нет, впрочем, прямо говорить об этом считается неприличным.
Поэтому нет ничего удивительного в стремлении государств повысить свой статус. И почему бы в самом деле Турции не стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, даже если для этого потребуется членство в ядерном клубе?
Кстати, на днях президент России Владимир Путин признался, что его турецкий коллега, комментируя возможность присоединения России к G7, справедливо упрекнул его в том, что тот не поднял вполне актуальный вопрос. Он сказал: а почему ты не поднял вопрос, чтобы и Турция была в этом составе? - сказал российский президент. - Думаю, что после того как Турция теперь, после приобретения российских зенитно-ракетных систем С-400, надежно защищена с неба, то, конечно, и работа этой страны в таком формате была бы тоже востребована и уместна, имея в виду ее роль в международных делах и в обширном регионе».
Это говорит о серьезности намерений Анкары поднять свой международный статус.
Однако наличия атомных технологий для участия в элитном клубе недостаточно, для этого требуются средства доставки ядерного заряда. Для этой цели вполне подойдут разработанная в Турции ракета малого и среднего радиуса действия Gökdoğan и ракета дальнего действия Bozdoğan. Серийное производство баллистических ракет начнется в 2020 году.
Кроме того, в стране инженерами компании Tübitak Sage под руководством Управления оборонной промышленности создана крылатая ракета SOM, радиус поражения которой пока составляет 200 километров. Основными носителями ракеты станут многоцелевые истребители, находящиеся на вооружении у Турции.
Кстати, накануне братская страна провела первые испытания новой модификации ракеты - SOM-B2 и, как сообщил министр промышленности и технологий страны Мустафа Варанк, «первые испытания первой в Турции крылатой ракеты SOM-B2, которая может быть использована против бетонных укреплений террористов, были успешны».
По словам министра науки, промышленности и технологий Турции Нихата Ергюна, Турция обладает потенциалом к созданию ракеты радиусом действия до 500 километров и баллистических ракет радиусом поражения до 2500 километров.
По мере увеличения количества глобальных вызовов становится очевидным, что Турции, что называется, позарез необходимо овладевать ядерными технологиями. В качестве первого шага именно с этой целью на основе межправительственного соглашения, подписанного между Москвой и Анкарой в мае 2010 года, в стране с 3 апреля 2018 г. реализуется «Проект АЭС «Аккую». Как сообщил в интервью агентству Bloomberg министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез, строительство АЭС идет по плану. Основание первого блока по большей части завершено, начался монтаж защитной наплавки. На днях власти выдали лицензию на строительство второго блока. Ожидается, что к 2023 году первый блок начнет работу.
Кроме того, в соответствии с принятым Анкарой стратегическим планом развития страны в Синопе должна быть построена вторая АЭС, а в перспективе Турция намерена возвести и третью атомную станцию.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать