• четверг, 28 Марта, 14:41
  • Baku Баку 16°C

Противоречия и возможности

13 сентября 2019 | 12:01
Противоречия и возможности

КОММЕНТАРИЙ
Визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Пекин стал во всех смыслах знаковым, и не потому, что это первая его поездка в Поднебесную в ранге первого лица в государственной иерархии.
Еще будучи главой МИД, именно он закладывал основу тесного сближения с второй экономикой мира, вложившей за минувшие годы в дружественную нам тюркоязычную страну одних только прямых инвестиций в размере более $20 млрд.
Примечательно, что накануне его встреч с руководством Компартии КНР по нескольким городам Казахстана прокатилась волна протестов в связи с засильем восточных бизнесменов. Но и тут Токаев решил нивелировать горечь осадка, заверив своего бывшего коллегу, главу внешнеполитического ведомства Китая Ян Цзечи, что все договоренности, достигнутые между первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и председателем Си Цзиньпином, получат дальнейшее развитие.
Напомним, что именно эти договоренности (речь идет о соглашении, которое было подписано в 2015 году о вводе в эксплуатацию 55 объектов на сумму $27 млрд) вызвали в Казахстане массовые акции протеста. Жители шести городов Казахстана - Нур-Султана, Алматы, Караганды, Шимкента, Актобе и Жанаозеня - в начале сентября провели серию митингов и пикетов, на которых требовали остановить экспансию «желтого дракона».
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, хотя недовольство выражалось по поводу экономического засилья в рамках инициативы «Один пояс, один путь», на самом деле все упирается в ментальность тюркских народов:
- И казахи тут - «чемпионы» по неприятию народности хань, что является большой проблемой для президентов закаспийской страны. Так что антикитайские настроения никуда не денутся, тем более что из всех стран Центральной Азии именно в Казахстане неприятие китайцев имеет наиболее глубокие корни. Многими казахами Китай в течение столетий воспринимался чаще как враг, нежели партнер. Поскольку национал-патриотические настроения там тлеют, а порой усиливаются, и именно они традиционно базировались на нескольких важных посылах, один из которых состоит в том, что Китай для Казахстана больше угроза, чем возможность, то антикитайские настроения будут нарастать. Ханьцам обязательно припомнят обиду за унижение Чингизхана в его молодые годы, войны богдыхана Цяньлуня против султана Абылая, ущемление в современной истории прав не только казахов, но и уйгуров в Китае.
Более того, долг назарбаевского правительства китайским банкам размером в $12 млрд еще больше укрепляет ненависть местного населения к «захватчикам».
По мнению радикально настроенного крыла национал-патриотов, это создает предпосылки для того, чтобы в будущем кроме экономической экспансии Китай попытался реализовать в Казахстане свои военно-политические интересы, как сейчас это наблюдается в Таджикистане. Так что геополитическая формула «вначале приходит путешественник, затем - священник, потом - купец, и наконец - солдат» актуальна как никогда. Другая причина антикитайских настроений - многие казахи почему-то подозревают, что власть подписывает невыгодные для страны контракты с Поднебесной. И самое обидное - по ту сторону границы созданы миллионные «лагеря по перевоспитанию», особенно распространенные в Синьцзянь-Уйгурском автономном округе, где содержатся, в том числе, этнические казахи, не желающие изучать государственный язык.
Все это так, но на исторически перенаселенном Востоке все, даже кровно близкие этнические образования, имеют друг к другу претензии со времен глубокой старины. А потому эти трения мало сказываются на государственных взаимоотношениях, хотя со временем власти приходится считаться с общественным мнением.
По мнению И.Велизаде, сегодня Китай для тюркоязычных стран - партнер, несмотря на все антикитайские протесты в Казахстане и Кыргызстане. Официальный Нур-Султан по примеру Баку проводит многовекторную внешнюю политику, поэтому заинтересован в дружественных отношениях со всеми странами мира, прежде всего с ключевыми для себя - Россией, Китаем, Евросоюзом и США. Что касается антикитайских митингов, то Пекину по большому счету не так важно, что происходит внутри центральноазиатской республики, особенно на фоне «внутренних» протестов - в Гонконге, например. Важно, чтобы местные власти поддерживали порядок и позволяли функционировать уже согласованным проектам. Главное, чтобы правительства выполняли взятые на себя обязательства.
Что касается самого Казахстана, то, по мнению эксперта, у него нет альтернативы, кроме как продолжать развивать сотрудничество с Поднебесной. Речь идет о стране, чей удельный вес в мировой экономике превышает 26%, в чем она соревнуется с Евросоюзом и США, кроме того, эта страна - ближайший сосед Казахстана. Поэтому Токаев на этом фронте будет продолжать политику Назарбаева и даже развивать ее в силу известных обстоятельств, связанных с его карьерным путем и научной специализацией (он вполне сносно знает язык ханьцев). Так что не исключено, что он даже нарастит кредит доверия со стороны Китая, для которого это самый желанный глава соседнего государства.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать