• вторник, 16 Апреля, 14:13
  • Baku Баку 19°C

Грядет «зеленая» революция,

16 сентября 2019 | 15:17
Грядет «зеленая» революция,

КОММЕНТАРИЙ
Министры иностранных дел Азербайджана - Эльмар Мамедъяров и Армении - Зограб Мнацаканян приняли предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ встретиться, однако сроки пока не оглашаются.
Между тем, как заявил в интервью грузинскому интернет-телевидению Starvision TV бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, «заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении, останавливает весь переговорный процесс, делая его невозможным». Отсюда дипломат приходит к выводу, что проблема в том, что Пашинян находится под огромным влиянием карабахской группировки. А поскольку правовой статус Нагорного Карабаха должен быть определен только путем переговоров, и Армения могла достичь этого только вследствие переговоров, то, срывая их, Пашинян расписывается в полном своем бессилии.
На что рассчитывают сепаратисты?
Воинственные заявления карабахских сепаратистов по большей части выглядели бы, в общем-то, смешно и нелепо, если бы они не надеялись на поддержку сильных мира сего - определенных центров мировой силы. А еще армянских диаспоральных организаций, буквально вытряхивающих содержимое кошельков своих зарубежных соплеменников и живущих за счет их денег. Такого же мнения придерживается и американский политик Мэтью Брайза, считающий, что насколько бы умело Пашинян ни вел кампанию, насколько бы он ни был популярен, карабахские сепаратисты никогда не позволят ему приобрести политическую власть. Из откровений Брайзы журналистам получается, что Пашинян делает такие заявления с тем, чтобы защититься от давления карабахского клана, на самом же деле он хочет «договориться» с Азербайджаном.
Субстантивным переговорам с Азербайджаном препятствует и армянское лобби в Соединенных Штатах. Например, в свое время Армянский национальный комитет Америки (АНКА) костьми лег, чтобы заблокировать утверждение Мэтью Брайзы в Конгрессе в качестве посла из-за позиции бывшего сопредседателя по нагорно-карабахскому урегулированию.
Что касается России, которую также упомянул в своем интервью бывший сопредседатель, то армянское лобби, засевшее в этой стране, хотя время от времени и предпринимает попытки что-то вякнуть в этом направлении, но делает это с оглядкой на российское высшее руководство - от греха подальше.
Впрочем, чего там скрывать, Кремль вполне устраивает сложившийся статус-кво в карабахском урегулировании, так как это позволяет Москве иметь рычаги давления одновременно и на Армению, и на Азербайджан. Ибо в этом вопросе стратегический союзник Армении, стратегический партнер и друг Азербайджана действует из соображений собственной государственной целесообразности, а она состоит том, чтобы не пустить коллективный Запад на Южный Кавказ. И на этом пути северный сосед сметет на своем пути все преграды. Пока ему это удается, правда, и с огромным трудом.
Разделяй и властвуй!
В Армении считают, что произошедшая в апреле-мае 2018 года революция была бесцветной, и Николу Пашиняну в этом процессе была отведена роль «шагающего» и «диджея». Остальное сделали сначала американцы, а затем к пиршеству присоединились «гордые» граждане.
В результате произошла смена власти, лозунг которой объединял многих, но последствия которой фрагментировали и ослабили армянское государство и общество. Причина в том, что Пашинян отступил от провозглашенных в дни революции лозунгов, от пропагандировавшихся им же ценностей и пошел по пути разделения армян на «черных» и «белых».
Между тем, если проследить, чем завершалась любая попытка решить армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, можно заметить, что тут прослеживается четко очерченная аналогия. То есть когда Левон Тер-Петросян был близок к прорыву в карабахском урегулировании, 27 октября был расстрелян армянский парламент. Мог случиться прорыв и в годы президентства Сержа Саргсяна. Однако сначала последовал захват полка ППС, затем случилась бархатная революция. То же самое происходит и сейчас. Пашинян хотел бы договориться, но ему не удается консолидировать общество, поскольку прежняя система довольно-таки жестко работает против него. Сепаратисты же не идут даже на принятый в таких случаях обмен пленными, чиня таким образом препоны содействию даже в гуманитарной сфере.
Провал армяно-российского взаимодействия
Армения, как мы писали в предыдущих выпусках, очень боится партнерства Азербайджана в ОДКБ. Об этом свидетельствует тот факт, что пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян неадекватно и весьма эмоционально прокомментировала заявления о возможном партнерстве Азербайджана в ОДКБ, которые вице-премьер России Юрий Борисов озвучил в Ереване. К слову, Борисов сказал, что «Россия не против получения Азербайджаном статуса наблюдателя в ОДКБ», добавив, что «ОДКБ всегда будет приветствовать сотрудничество со всеми бывшими республиками СССР».
Сразу после волнительных излияний Анны Нагдалян последовал предельно четкий ответ МИД Азербайджана, который напомнил армянскому МИД о праве на восстановление суверенитета: «Господину Пашиняну также следует уяснить, что сторона, которая выйдет из переговорного процесса под давлением национал-провокаторов, однозначно окажется проигравшей. А потому у него нет иного выхода, кроме как договариваться с Азербайджаном при посредничестве Минской группы ОБСЕ… Вместе с тем вновь напоминаем армянской стороне, что если требования данного положения не будут исполнены Арменией, то Азербайджан восстановит свой суверенитет в рамках международно признанных границ, апеллируя к статье 51 Устава ООН».
Армянское экспертное сообщество, как всегда, своеобразно отреагировало на предупреждение нашей страны, обвинив официальный Баку в том, что посредством Брайзы и других мы, дескать, пытаемся «внести раскол в Армении по вопросу Нагорного Карабаха», поднимая вопрос «национал-провокаторов, параллельно предлагая торг - обмен пленными и прочее». Но более всего армян пугает то, что якобы наша страна, желая получить в ОДКБ какой-либо статус, «пытается внести раскол в ОДКБ и лишить Армению поддержки России».
И это притом, что нынешний армянский военно-политический истеблишмент сделал все возможное и даже невозможное, чтобы подорвать доверие своего стратегического союзника по всем направлениям армяно-российского взаимодействия.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать