• четверг, 28 Марта, 20:07
  • Baku Баку 13°C

Экономический коллапс,

19 сентября 2019 | 15:19
Экономический коллапс,

КОММЕНТАРИЙ
Позиции правящей политической команды и премьер-министра Пашиняна крайне ослабли. Потому не исключено, что избирательный процесс в Армении может состояться гораздо раньше 2022 года.
Усугубляется положение еще и тем, что наряду с политической разобщенностью и экономическим коллапсом в стране-агрессоре не решается ни одна социальная проблема, и разочарование властью перерастает уже в недовольство. Одним словом, этот сценарий представляется возможным, исходя из внутренней и внешней политики, проводимой армянскими властями.
Тут проблема не только в Амулсаре. Просто у общества нет уже тех надежд, которые были в 2018 году. Например на то, что в стране будет экономический рост и социально-экономическая ситуация улучшится. Сегодня на фоне все ухудшающегося экономического положения далекие от реальности обещания армянского премьер-министра звучат как святотатство.
Провальная внешняя политика
Несмотря на чуть ли не клятвенные заверения Пашиняна в лояльности Москве, он не является надежным для России союзником. Даже в вопросе с Робертом Кочаряном армянский премьер демонстрирует Кремлю свою упертость. В результате президент России Владимир Путин, как сообщают армянские СМИ, проведет в Ереване всего несколько часов, чтобы принять участие в заседании Высшего совета ЕАЭС, и сразу же по окончании мероприятия покинет страну. То есть не встретится с армянским премьером!
Стало быть, в то время, как Никол Воваевич заявляет, что идет процесс установления блестящих отношений с Россией, у Армении имеются серьезные проблемы со своим стратегическим союзником.
Впрочем, у Кремля всегда имелись сомнения относительно новых властей Армении, поскольку последние в любой момент, исходя из желаний премьер-министра, могут делать и делают реверансы в сторону политических оппонентов России. Это может подтолкнуть Москву поддержать некоторые силы Армении в осуществлении процесса смены власти в стране.
Армянские эксперты считают, что Пашинян на корню провалил внешнюю политику, создав проблемы с самыми влиятельными странами, будь то США, Россия, Евросоюз, да и Китай. Хотя бы потому, что в отношениях Армения - Иран, Армения - Китай, Армения - страны СНГ нет концепции: решается вопрос только одного дня.
Статистика - вещь упрямая
Помнится, Пашинян в Ханкенди представил стратегические цели, которые должны быть достигнуты Арменией к 2050 году. Сделал он это со свойственным ему популизмом, причем ссылаясь на авторитетные международные организации.
Так, до 2050 года Армения должна довести население страны минимум до 5 млн человек, создать 1,5 млн рабочих мест, решить проблему безработицы для 2,5 млн человек и искоренить бедность. А также превратить Армению в промышленную страну, в 15 раз увеличить ВВП, иметь как минимум 5 технологических компаний, стоимость которых превышает $10 млрд, и 10 тыс. работающих стартапов и т.д. и т.п. Однако сами же армянские эксперты ставят под сомнение реальность выполнения поставленных задач. И они правы, поскольку в Армении налицо зашкаливающая инфляция, рабочие места закрылись, а новые не открыты и в ближайшей перспективе открыты не будут. Как констатирует газета «Жоговурд» после анализа официальных статистических данных, реальный уровень безработицы в Армении вдвое превышает официально зарегистрированные показатели.
Причем правительственные чиновники на самых разных уровнях никогда не публиковали и не объявляли число зарегистрированных работников, однако официальная статистика показывает, что практически число занятых составляет от 1 100 000 до 1 300 000. К тому же дебаты накануне в парламенте, в результате которых был принят измененный Налоговый кодекс, показали, что только 615 000 из тех, кто имеет работу, официально зарегистрированы, из коих 254 000 являются сотрудниками государственных учреждений. Зарегистрированные частные предприниматели - в общей сложности 54 000 человек – приплюсовываются к этому показателю, доводя число занятых до 669 000. При этом на различные правительственные учреждения и финансируемые государством учреждения и компании приходится 38% рынка труда.
Более ранние статистические данные свидетельствуют о том, что
население трудоспособного возраста страны составляет 2,15 000 человек (включая лиц старше 14 лет и лиц с ограниченными возможностями, а также пенсионеров, считающихся дееспособными). Другие записи показывают, что только 1 316 000 человек практически трудоустроены.
Из этого следует, что уровень безработицы в 18,5%, отраженный в записях Национальной статистической службы, не выглядит реалистичным, а потому не заслуживает доверия. Между тем реальный уровень безработицы составляет 35%, что соответствует официально зарегистрированному уровню бедности. Несмотря на то, что бедность и безработица не связаны напрямую, косвенное воздействие сразу видно.
Получается, что в стране с населением менее 3 млн человек более 1 млн человек находится за чертой бедности. Эта проблема может иметь только одно логическое объяснение, а именно - уровень безработицы на самом деле в два раза выше.
При этом именно тяжелое экономическое положение и нехватка финансовых ресурсов на сегодняшний день являются основной причиной высокого уровня безработицы в Армении.
Число мигрантов неуклонно растет
В то время как премьер-министр Армении заявляет об увеличении численности населения страны до 5 млн, миграционный приток населения только в Россию в январе-апреле обновил максимум за десять лет и составил 98 тыс. человек. Такая динамика является аномальной, говорится в «Мониторинге экономической ситуации в России», подготовленном экспертами Института Гайдара и РАН.
По данным Службы занятости безработица в Армении составляет свыше 30%. Этот фактор, а также нехватка хорошо оплачиваемых рабочих мест являются основными причинами того, что люди хотят уехать из Армении. Другая причина в том, что специальности, которым обучают в вузах, не согласованы с требованиями рынка рабочей силы. В Армении, например, ежегодно готовят 100 адвокатов, которые потом не находят работы.
Еще одним обстоятельством, способствующим миграции, является наличие большой армянской диаспоры. Уезжающие знают, что в стране их прибытия есть армянская община или родственники, знакомые, которые помогут интегрироваться и найти работу.
Как видим, причины миграции носят в основном социально-экономический характер, однако уезжают также с целью получения образования, лечения или из-за случаев несправедливого отношения. Люди уезжают, даже несмотря на то, что на чужбине их ждут меньшая оплата труда по сравнению с гражданами страны, проблемами являются также незнание языка и культурная отчужденность. Еще одной, важной на наш взгляд, причиной миграции является тот факт, что граждане Армении не хотят воевать в чужом им Нагорном Карабахе за призрачные мечты и недостижимые цели псевдопатриотов, сделавших ставку на эскалацию войны с целью захвата исконно азербайджанских территорий. И пока эта война продолжается, Армении миграцию не остановить, так же как и не восстановить стагнирующую экономику и разруху в стране.
Кстати, согласно подсчетам Всемирного банка, в 2000-2018 годах объем переводимых в Армению денежных средств был весьма высоким, однако, начиная с 2014 года, он весомо сократился. Причем большая часть этих переводов (примерно 70%) приходится на долю осевших в России армянских мигрантов.
Исходя из выше сказанного, напрашивается вопрос: разве может столь примитивная экономическая модель, построенная на внешних вливаниях, финансовых средствах диаспоры и переводах мигрантов, достигнуть потенциала заявленного Пашиняном стратегического развития Армении до 2050 года?! Особенно учитывая наличие армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, являющегося как военно-политическим, так и социально-экономическим тормозом для подобного развития. Поэтому у Армении нет ни малейшего шанса и перспективы для решения поставленных весьма амбициозных задач, пока она не откажется от политики экспансии и аннексии чужих земель и не освободит захваченные азербайджанские земли от оккупации.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать