• вторник, 23 Апреля, 14:34
  • Baku Баку 24°C

Сакина Исмайлова: «Я первая среди наших женщин-ханенде взяла в руки гавал»

30 апреля 2013 | 09:24
Сакина Исмайлова: «Я первая среди наших женщин-ханенде взяла в руки гавал»
Дан старт отборочным турам предстоящего IV Международного фестиваля мугама в Баку. В интервью с корреспондентом газеты Kaspi постоянный член жюри конкурса, народная артистка, старший преподаватель Азербайджанского государственного университета культуры и искусства (АзГУКИ), известная ханенде Сакина Исмайлова рассказала о своем отношении к мугаму и сложном процессе воспитания поколения будущих мастеров этого жанра.
- В 2011 году Указом президента Азербайджана вы были названы «Лучшим учителем года». Чем для вас является миссия преподавателя, не тяжела ли шапка Мономаха?
- Когда ты живешь этим и любишь, совсем не тяжело. Именно это я и стараюсь привить своим ученикам. Ведь быть влюбленным в мугам, значит открыть для себя в нем неведомые тайны мироздания, найти волшебную шкатулку сокровищ, шагнуть в бесконечность.
Я начала преподавать с 2000 года, когда меня пригласили на кафедру «Мугамное пение» в Бакинскую музыкальную академию (БМА). Ариф Бабаев занимался мужскими голосами, я же готовила солисток для женских партий национальных опер. С 2001 года, то есть с момента создания Национальной консерватории, преподаю на кафедре «Сольное пение» этого вуза, и параллельно даю уроки мугамного пения в АзГУКИ. Без преувеличений скажу, трудится на этом пути - лучшая награда Всевышнего.
- Как начинался ваш собственный путь в мугамное искусство?
- Я - коренная бакинка. Родилась на бывшей «Советской», позже наша семья переехала в поселок, известный в народе, как «8-й км», где я и окончила обычную среднюю школу. В средней школе принимала участие в художественной самодеятельности, пела детские песни, теснифы, несложные мугамы. Окончив школу в 1974 году, подала документы в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы и, успешно выдержав экзамены, была зачислена в класс Наримана Алиева. Первыми моими учителями мугама были Нариман муаллим и Гаджибаба Гусейнов - профессионалы высокого класса, просто одержимые мугамом. Такое же отношение к азербайджанскому мугаму передалось всем, кому посчастливилось учиться у них.
- Ну, а после окончания музучилища…
- По окончании училища была зачислена солисткой в штат Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Правда, вначале меня прослушали известные мастера Бахрам Мансуров, Гюльхар Гасанова, Рауф Абдуллаев, Кязим Аливердибеков. Азер Рзаев, в то время директор театра, очень обрадовался, что в труппе, наконец, будет молодая перспективная претендентка на партию Лейли в опере «Лейли и Меджнун». Этот был период, когда роль Лейли исполняли наши выдающиеся мастера Рубаба Мурадова, Зейнаб Ханларова, Назакят Мамедова. В роли Меджнуна выступали не менее известные мастера Ариф Бабаев, Джанали Акперов и Баба Махмудоглу. Но после блистательного дебюта в роли Лейли заслуженной артистки Азербайджана Назакят Мамедовой прошло уже 16 лет, и вопрос солистки оперной сцены оставался открытым. Так что после долгих репетиций, а для меня это был очень сложный период, 24 мая 1980 года я успешно дебитировала в роли Лейли с Джанали Акперовым (Меджнун). Кстати, в опере «Лейли и Меджнун» мне доводилось играть с Арифом Бабаевым, Алимом Гасымовым, Мансумом Ибрагимовым, в Италии - с Баба Махмудоглу.
В театре у меня было много ролей, почти весь репертуар национальной оперы.
- Этим может гордиться не каждая солистка…
- Да, видимо я просто правильно использовала свой шанс, который мне предоставила судьба в 1980 году. Не стушевала перед сложностями, а в жизни любого артиста они бывают, пошла вперед, и сегодня я там, где я есть. Теперь, уже 30 лет, я солистка оперной сцены. Но хочу отметить, что на нелегком пути мне очень помогали заслуживающие уважения истинные профессионалы, за что я им бесконечно благодарна.

- Вы помните свои первые зарубежные гастрол
и?
- В 1982 году я впервые выехала на гастроли во Францию, в Париж, где приняла участие в фольклорном фестивале в «Гала де Палас». Затем был 45-дневный гастрольный тур по Европе, куда в то время мугам только пришел, и слушатель удивлялся нашему пению, не мог понять, что это за жанр, что за голос. Ошеломляющее впечатление производили наши зенгюля! Мое исполнение теснифа «Гатар» собирало многочисленную аудиторию зрителей. Весь маршрут моих гастролей по разным странам может не единожды обогнуть земной шар. Я 25 раз была во Франции, пять раз - в США, дважды - в Японии, а там еще Швеция, Германия, страны Бенилюкса, Иран, Турция… - и это далеко не полный перечень моих гастролей. В этом году выступила во Франции, в Страсбурге. Каждый раз я меняю свой репертуар, обогащая его новыми мугамами и теснифами. Знаете, мне хочется, чтобы зарубежный зритель как можно побольше узнал о Азербайджане, ее богатом культурном наследии, как-то стал к ней чуточку ближе. Кстати, а вы знаете, что я первая среди наших женщин-ханенде взяла в руки гавал. Лучилось это было перед гастрольной поездкой в США. Тогда министром культуры был Полад Бюлюбюль оглы. Помню, он сказал, что есть всего три места для нашего номера. Так что «играй на гавале сама, ты сможешь», - подбодрил он меня. И я решилась, с тех пор аккомпанирую себе сама. Первая организовала и женское трио, когда была во Франции с очередной гастролью. Помню, когда мы вышли втроем в национальных костюмах с инструментами в руках, зал взорвался овацией, и мы долго не могли начать выступление.
- Расскажите о поездке в Индию в 1988 году.
- Вы о поездке с Рашидом Бейбутовым? С ним я с 1982 года гастролировала по многим странам. В том году, помню, поздно вечером в нашу дверь постучали. Отворив замок, муж увидел Рафика Бабаева, который, извинившись за поздний визит, поскольку искал наш дом очень долго, вежливо передал мне приглашение Рашида Меджидовича прийти наутро в Театр песни на репетицию. Безвременно ушедший из жизни, он оставил в наших сердцах самые светлые и чистые воспоминания. Прекрасной души человек, великолепный музыкант, жаль, мы так рано ушел от нас. Рашид муаллим тепло, по-отечески, принял меня в состав своей труппы. Будучи народным артистом СССР, он был глубоким патриотом и привлекал в гастрольные поездки талантливых артистов. С ним на гастролях побывали Мубариз Тагиев, Шафига Эйвазова, Рамиз Гулиев, многие другие известные отечественные исполнители. В Индии я поехала в составе труппы Рашида Бейбутова. Выступили в Бомбее, Дели, Калькутте. Рашид Бейбутов тогда уже болел, но, несмотря на это, выходя на сцену, обо всем забывал. Двухчасовое выступления мелькало, как мгновение. Какой был высокий артист, его красивый тембр голоса звучал, удивляя всех, до последней ноты. Это была его последняя в жизни гастроль. Скоро его не стало. Великий мастер многому научил меня, щедро передавая свой опыт и знания. Я благодарна этому человеку и храню о нем самые теплые воспоминания в своем сердце.
- Вы признанный мастер мугама. Какой из семи его ладов предпочитаете исполнять?
- Я исполняю мугамы всех семи ладов без исключения. Мугамный лад - это отражение настроя человека, его внутреннего состояния. А человек не может всегда быть в одном и том же состоянии. Если ты сегодня грустишь с мугамом «Сейгях», то завтра поешь «Хумаюн», потом «Раст» ликует в тебе… Так заложено в музыке у всех народов мира. Порой, сижу вот дома, и вдруг слышу китайскую народную мелодию, и, глубоко вникая, осознаю, так это же мугам «Шур». Или, скажем, звучит латиноамериканская песня, а мне слышится «Баяты-Шираз»…
- Что вы считаете главным в исполнении мугама?
- В этом искусстве нет второстепенных требований - все здесь главное, и голос, и дикция, и четкое знание текста, но главнее главного - это чувство мугама, который ты исполняешь. Исполнитель должен вникнуть в его глубину, прочувствовать мугам насквозь, слитья с ним, чтобы он стал его словом, чувством, его переживанием, эмоцией. Это я и стараюсь воспитать в своих учениках, вместе с культурой исполнения мугама, который мало просто талантливо исполнить, нужно еще через эту мелодию суметь рассказать о своей стране, ее народе, его культуре…
- Вы присутствовали в жюри на всех Международных фестивалях мугама в Баку. Что вы на сей раз ждете от этого проекта?

- Что и от всех предыдущих - праздника и торжества мугама! Во всех музыкальных учебных заведениях страны, где имеются мугамные классы, прошли отборочные туры претендентов на участие в конкурсной программе фестиваля. Есть интересные голоса, ждем заявки на участие в конкурсе из других стран. Организационная работа фестиваля уже началась и идет. Я готовлю сюрприз, он будет исполнен на заключительном концерте фестиваля. Пока не буду об этом говорить, но, даст Бог, все услышат. Это будет новое слово в мугаме. Так что ждем вас на фестивале.
- Спасибо, обязательно придем.
Нелли АТЕШГЯХ
banner

Советуем почитать