• четверг, 28 Марта, 18:28
  • Baku Баку 13°C

Перед трудным выбором

09 февраля 2016 | 10:11
Перед трудным выбором

СИТУАЦИЯ
МИД Турции заявило об ужесточении визового режима с Ираком, назвав при этом главной причиной борьбу с нелегальной миграцией. Въезд граждан ближневосточной страны станет возможным лишь при наличии виз, полученных в дипломатических представительствах братской страны за рубежом.
Причина в политике двойных стандартов стран Запада, вооружающих боевиков Курдской рабочей партии (КРП) и сирийской опять же курдской Партии демократического союза (ПДС), которые в Анкаре признаны террористическими.
Чьих будете?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вынужден был признать, что оружие, которым пользуются ныне террористы, производится в самых разных западных государствах-членах НАТО. То есть, партнеры по Североатлантическому блоку содействуют не своему союзнику, а сепаратистам, намеренным создать государственные образования на его территории.
Странная логика, однако, тем более непонятная на фоне игнорирования западными партнерами этнических чисток, терактов, а также сотрудничества ПДС с правительством Сирии. Конкретный пример - на днях состоялся визит посланника президента США в город Кобани, что под контролем ПДС.
Тем временем появились сообщения о том, что войска Асада при поддержке военно-космических сил России чуть не вплотную - до 8 км приблизились к турецкой границе. Как видим, обстановка в Сирии все больше накаляется и складывается не в пользу Анкары.
Турция и Россия
Почти отказавшись от тупиковой украинской эпопеи и идеи «русского мира», затеянных Кремлем для повышения геополитического статуса, Россия решила переключиться на Сирию, что было поддержано президентом США Бараком Обамой во время встречи с Владимиром Путиным в сентябре прошлого года на полях генеральной ассамблеи ООН. Тогда и было решено, что Асад будет сохранен, а вот Эрдоган, также стремящийся к повышению геополитического статуса Турции, является плохим парнем и его надо «свалить».
После этого и начались конкретные действия РФ на сирийском направлении. Москва начала открыто поддерживать курдов, пытаясь дестабилизировать ситуацию в Турции, создавая предпосылки для турецкой армии по старой традиции «вмешаться в игру» и свергнуть правительство Эрдогана, что вполне устроило бы США, которые тоже рассматривают его как отбившегося от рук младшего партнера, который вдруг стал вести свою игру.
Идея Турции, России (и Китая) стать державами более высокого уровня, т.е. повысить свой геополитический статус, неприемлема для США, потому они стремятся столкнуть их между собой. Заблокировав Россию на украинском направлении, США открыли ей дорогу в сирийском, где Москва неминуемо должна была столкнуться с Анкарой.
Операция «Беженцы»
Каковы цели России в борьбе за переход в разряд держав второго порядка? Это, прежде всего, свержение Эрдогана, сохранение режима Асада и клин между Европой и США. Москва поняла, что Запад все равно не простит ей Украину, да и Сирию тоже, не дав возможности вернуться во времена СССР, когда она была державой более высокого ряда. Повышение геополитического статуса России влечет за собой потрясение для мировой системы, потому Кремль стремится вбить клин между западными странами. Как она это делает?
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», появление огромного числа мигрантов - результат согласованных действий российских и сирийских спецслужб. Поднявшаяся волна миллионов беженцев сперва обрушивается на Турцию, а затем на Европу. Среди них большое количество агентуры госбезопаcности и «шабиха» (сторонники семьи Асадов), организованной в 1980-е годы близкими родственниками президента Хафеза Асада и занимающейся провокационной подрывной деятельностью.
Одновременно деятельность этой агентуры получает мощнейшую раскрутку в российских масс-медиа, что создает настолько мощную информационную волну привлечения внимания к беженцам, что перекрывает слабые попытки европейских СМИ показать, что все в порядке. Кремлю это нужно в качестве предпосылок деятельности в Европе националистических движений, чтобы они могли повысить свой политический статус и электоральную притягательность для обывателя, напуганного наплывом беженцев. А если получится, то осуществить такую дестабилизацию европейского общества, при которой стоял бы вопрос не просто об электоральном прорыве правых сил к кормилу власти, но о распаде режимов, а главное - распаде ЕС. Кроме того, подъем правых в Европе означает разрыв между Европой и США, вследствие чего Старый Свет становится неконтролируемым, выражаясь языком Путина, «встает с колен», что означает политический крах НАТО.
А что Турция?
По мнению политолога, депутата парламента Расима Мусабекова, никакой стратегии в Сирии у России нет, а потому тактика ее действий строится на том, чтобы стабилизировать, хотя бы на короткий срок, режим Башара Асада и направить процесс урегулирования в этой стране по своему сценарию:
- Российские политики и военные полагают, что это повысит международный авторитет Москвы, как на Ближнем Востоке, так и в мире, побудит Вашингтон и его союзников вступить в переговоры по широкому комплексу вопросов и снять введенные санкции, - отметил политолог в беседе с газетой «Каспiй». - Сделка, по мнению кремлевских стратегов, должна включать предание забвению аннексии Крыма и косвенное признание преобладание России на постсоветском пространстве.
Расчеты эти лежат на поверхности, а их слабым местом является узкий горизонт планирования. Ведь вместо того, чтобы договариваться с Россией, ее вместе с Башаром Асадом и Ираном, могут оставить лицом к лицу с хаосом в Сирии. Военных сил для установления контроля над всей ее территорией ни у Москвы, ни у Тегерана нет. Финансовыми ресурсами, даже для минимального жизнеобеспечения населения, правительство Башара Асада не располагает, а Россия и Иран сами остро нуждаются в иностранной валюте, кредитах и инвестициях. Помощь от Запада и Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и ОАЭ, пока в Дамаске сидит Башар Асад, ждать не приходится. Так что агонию этого, отвергаемого абсолютным большинством населения, режима, продлить можно, но краха избежать – не удастся.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать