• суббота, 20 Апреля, 07:57
  • Baku Баку 14°C

Хамбал всегда Хамбал

13 октября 2019 | 15:05
Хамбал всегда Хамбал

ДЕБЮТ
Все мы знаем знаменитую кинокомедию Узеира Гаджибейли, где роль Хамбала очень ярко и самобытно сыграл актер Ахмед Ахмедов. Этот образ запомнился своей непритязательностью, искренностью и своеобразным иранским говором. На этом фильме выросло не одно поколение азербайджанцев, и каждый его персонаж навсегда отпечатался в нашей памяти. Казалось, создать что-то лучше практически невозможно. Однако бессмертная оперетта регулярно ставится вновь и вновь, а роли в ней играют разные поколения азербайджанских артистов, привнося частичку собственной творческой индивидуальности.
Накануне открытия нового театрального сезона по приглашению директора Азербайджанского академического музыкального театра, заслуженного деятеля искусств, доктора философии по искусствоведению Алигисмета Лалаева в роли Хамбала в спектакле «Не та, так эта» Уз.Гаджибейли выступил знаменитый в Иране комический актер Бабек Нахрейн.
Его исполнение столь знаковой роли не осталось без внимания зрителей, дебют на азербайджанской сцене состоялся, и он отмечен как успешный, несмотря на то, что роль эта - эпизодическая. Но мы знаем, что второстепенных ролей не бывает, есть сильные и слабые актеры, и иногда именно эпизодические роли, сыгранные ярко и выразительно, даже порой без единого слова, выдвигают актеров на первый план и делают их знаменитыми.
После премьеры музыкальной комедии мы встретились с Бабеком Нахрейном, чтобы познакомиться с его творческой деятельностью.
- Прежде всего хочу поздравить вас с успешным дебютом в Азербайджанском академическом музыкальном театре. Скажите, старались ли вы походить на образ, созданный в фильме, или хотели создать своего Хамбала?
- Сначала хотел бы выразить вам и вашей газете благодарность за внимание к моему творчеству, это очень приятно. Вы правы, что актер, даже находясь всего минуту на сцене, может навсегда запомниться зрителям. Человек, сыгравший в фильме Хамбала, сделал это гениально, но я не хотел быть похожим на него, старался найти новые краски и штрихи, чтобы он получился не менее колоритным, живым и смешным. Я хотел создать своего Хамбала, подобно тому, как Шовги создал своего Мешади Ибада.
Конечно, если бы я участвовал в репетициях, то смог бы довести эту роль до более высокого уровня, образ получился бы еще более ярким и насыщенным. Не знаю, как у меня получилось - судить зрителям, но я старался показать его более человечным и менее жадным, и даже на свадьбе Мешади он отплясывал как на свадьбе родного брата, а под конец и вовсе забыл потребовать свой «бир аббасы».
- Я уверена, что в последующих спектаклях вы доведете свою роль до совершенства. Однако расскажите о себе…
- Я живу и работаю в Тебризе, можно сказать, весь наш род был связан с театральным искусством. Отец тоже был актером, а мои предки, между прочим, родом из Гянджи. Мечтаю побывать в этом древнем городе. Я владею, работаю и руковожу частным театром «Бабек» в Тебризе, в котором ставятся и драматические, и комедийные, и исторические, и современные спектакли, все они идут исключительно на азербайджанском языке.
Особенность нашего театра состоит в том, что у нас нет сезонов или каникул, каждый спектакль показываем по нескольку раз в день. Затем начинаем ставить новый спектакль, то есть зритель постоянно ждет от нас новых впечатлений и постановок. Поэтому наш зал всегда переполнен, мы не испытываем недостатка в зрителях.
В моем частном театре работает 170 человек, танцевальная труппа состоит из 40 человек - главным образом это мужчины: по причине некоторых ограничений наш театр не похож на европейские. Также есть музыкальная группа, студия, огромный зал, это настоящий театр в традиционном понимании - с костюмерами, декораторами, мастерскими, цехами, и вместе с работниками этих служб коллектив насчитывает 250 человек.
Наш театр - единственный в Иране, который работает без перерыва, и у нас всегда аншлаг. Например, в этом году среди других иранских театров самая большая посещаемость у нас, это свидетельствует о его популярности в народе. Скажем, выступая в Тегеране, в зале на 3000 мест, в день мы давали по два спектакля, часто выступаем и в других городах страны. Я работаю и в качестве режиссера, и сценариста, и актера, также исполняю песни, снимаюсь в фильмах и сериалах. Но театр - моя самая большая любовь.
- А как вы получили приглашение в бакинский театр?
- В Исфахане проводился Международный театральный фестиваль, на котором я получил первую премию, а вторую - ваш замечательный актер Шовги Гусейнов. Так я познакомился с бакинскими актерами. Я всегда мечтал работать с ними на одной сцене, но лет десять назад такой тандем был невозможен.
Однако прошло время, я стал руководителем театра и в Тегеране познакомился с очень хорошим человеком, уважаемым Алигисметом Лалаевым. Я пригласил его в Тебриз, поскольку наш город до тех пор не видел ни одну постановку ваших театров, хотя в других иранских городах они гастролировали. Очень рад и горд тем, что мостик между бакинским и тебризским театрами проложил именно я.
Азербайджанский академический музыкальный театр приезжал к нам со спектаклем «Муж и жена» Узеира Гаджибейли, зрители были просто счастливы. Гастроли прошли на высоком уровне. Слава Богу, наши страны объединяют братские, дружественные отношения, пути-дороги открылись, и мы можем беспрепятственно ходить друг к другу в гости.
В то время мы поставили совместный спектакль «Счастливчик» («Bəxtəvər») и показывали его несколько дней на Новруз байрамы и в Тебризе, и в Баку, куда на весенние каникулы приехало много иранцев, не упустивших эту счастливую возможность посмотреть совместный спектакль. Вот так начались наши взаимные визиты, и однажды Алигисмет Лалаев предложил мне роль Хамбала. Очень хотел бы выступить в совместном спектакле по мотивам произведения иранского писателя.
- Какие произведения ставятся в вашем театре?
- Мы делаем постановки по мотивам произведений и иранских писателей, и зарубежных авторов мировой литературы, которых мы переводим, например, Чехова. Наше государство поставило перед авторами цель больше писать на современную тематику, творчество писателей стимулируется, и народ приветствует эту инициативу властей.
Мы также обращаемся к новым литературным образцам. На национальных фестивалях демонстрируем собственное искусство, и, к счастью, сегодня у нас немало талантливых и перспективных авторов: Бахрам Бейзайи, Самед Бейранги, их много, и их литературная продукция очень интересна. Мы хотим больше ставить сочинения наших отечественных авторов, да и зритель приветствует такие постановки.
- Есть ли темы, наиболее востребованные у иранских писателей?
- Самые разные - и исторические, и современные, тема исламской революции, темы, связанные с великими личностями - скажем, с Шахрияром. Например, мы готовим постановку по мотивам поэмы «Heydər babaya salam» и надеемся, что этот спектакль станет заметным событием культурной жизни не только Тебриза, но и всего Ирана.
- Не хотели бы показать эту постановку здесь, в Баку?
- (смеется) Если нас пригласят, конечно, мы с удовольствием покажем ее нашим братьям и сестрам. Например, Алигисмет Лалаев смотрел нашу постановку по мотивам романа «Оливер Твист», она произвела на него очень сильное впечатление. В театре мы работаем и по системе Станиславского, и по Брехту, но больше предпочитаем современные методы, когда зрители сами принимают участие в действе, - это называется у нас «театр общественной среды».
- Знакомы ли вы с азербайджанскими актерами других театров?
- Нет, я еще не успел посетить ваши театры, но точно знаю, что Шовги Гусейнов - необыкновенно одаренный и сильный актер, мы с ним выступали в комедии «Не та, так эта». Его потенциал полностью не раскрыт, и я считаю, что и талант его все еще недооценен. У нас с ним есть идея сделать совместную постановку в Иране, и я этому очень рад. Побывал в ТЮЗе, несколько лет назад был в Аздраме, хотел бы сходить в вашу Русскую драму.
- Думаете ли выступать в спектаклях других театров Баку?
- Думаю, нет: нашему технологичному веку недостает любви и искренности, терпимости и доброты, и театр, я считаю, должен вещать со сцены истинные ценности. Мы перекинули мостик между нашими театрами, и это главное, а остальное - посылать друг другу месседжи любви - должны делать все. Мы же азербайджанцы, и должны оставаться таковыми всегда.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать