• пятница, 29 Марта, 12:04
  • Baku Баку 14°C

Буллинг молодеет,

22 октября 2019 | 18:48
Буллинг молодеет,

ПРОБЛЕМА
Слово «буллинг» сейчас известно если не всем, то многим. По сути, его можно заменить не заморским, а хорошо знакомым всем нам словом «травля». Говоря об этом явлении, обычно подразумевают гонение одного участника коллектива другими, как правило, в школе или в детских, подростковых группах. Об этом много говорят, пишут и даже снимают фильмы - вспомните хотя бы знаменитую картину Ролана Быкова «Чучело».
Часто жертвой травли становится физически слабый и психически ранимый ребенок, который не может дать отпор. При буллинге жертва подвергается унижению, оскорблению, нападкам, запугиванию, причем происходит это постоянно, изо дня в день. В последние годы все чаще издевательства записываются на камеру, а потом распространяются в соцсетях. При этом дети, проявляющие агрессию по отношению к другому ребенку, редко считают, что они поступают отвратительно. Они уверены, что жертва сама во всем виновата.
Выступать против всех тяжело даже взрослому человеку, что уж говорить о ребенке. Для жертвы буллинга систематическая травля становится адом. Он не хочет ходить в школу, успеваемость у него снижается. Такие дети живут в состоянии постоянного стресса, испытывают депрессию. У них появляется нервозность, бессонница, ухудшается аппетит. А некоторых даже преследует мысль о суициде.
Буллинг бывает не только прямым, но и косвенным, и если первый предполагает открытую травлю и физическое воздействие, то второй - распускание слухов, объявление бойкота. Мальчики чаще становятся жертвами прямого буллинга, девочки - скрытого. Как говорят психологи, одни дети начинают травить других в попытке самоутвердиться и приобрести авторитет в глазах сверстников. Кроме того, это может быть попыткой привлечь внимание к собственной персоне.
Причиной буллинга может стать что угодно - излишняя полнота или худоба, физический недостаток, неполная семья, бедность, отставание в учебе или, напротив, одаренность. Обычно травле подвергаются тихие, спокойные дети, которые не могу ответить на оскорбления, дать сдачи. Они показывают свой страх, и именно это - та самая реакция, которой ожидают агрессоры. Такие дети ничего не могут противопоставить издевательствам над собой, лишь все больше замыкаются.
Тут хотелось бы отметить, что помимо агрессоров и жертвы есть еще одна, куда более многочисленная группа - наблюдатели. Сами они в травле не участвуют, но и на помощь не приходят, с интересом или равнодушием глядя на происходящее со стороны. А ведь прояви они сочувствие, сделай попытку остановить происходящее, возможно, и свели бы все это на нет. Однако некоторые из них боятся, что агрессоры перекинут свое внимание на них, другие же просто придерживаются политики невмешательства, хотя и могут испытывать стыд за свою позицию.
В последнее время случаи буллинга в отечественных школах происходят все чаще. Об этом говорят эксперты в области образования, те, кто работает с проблемными детьми, а также психологи. Понятно, что нельзя пускать дело на самотек и надеяться, что все как-то само собой рассосется. Нужно предпринимать меры, которые свели бы случаи буллинга к минимуму, а желательно - вообще к нулю.
В первую очередь это задача Министерства образования страны, и данная структура не замалчивает проблему, а открыто говорит о ней. Недавно Минобразования Азербайджана запустило новую социальную кампанию против буллинга под хештегом #MənimləDanış. Как говорится в сообщении ведомства, цель ее - привлечь внимание родителей, руководителей школ и широкой общественности к данной проблеме.
В видеоролике, подготовленном Минобразования, показан яркий пример того, как безразличие со стороны окружающих, в том числе и родителей, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми и у них возникают психологические проблемы. Министерство призывает широкую общественность больше внимания уделять детям, общаться с ними, ведь чтобы понять, что творится на душе у ребенка, необходимо как минимум выслушать его.
Напомним, что 13 мая нынешнего года министр образования Джейхун Байрамов утвердил «План действий по дополнительным мерам по созданию благоприятной среды обучения и развития в общеобразовательных учреждениях». Этот документ предусматривает ряд задач по обеспечению здоровой духовной и психологической обстановки в общеобразовательных учреждениях, а также улучшению отношений между школой и семьей и защите учащихся от любого физического и психологического насилия.
Кроме того, в мае открыта новая «горячая линия» - 146-2 - для оперативного предоставления министерству информации о чрезвычайных случаях и принятия превентивных мер.
Как рассказала в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, действительно, надо признать, что случаев буллинга за последние два-три года в азербайджанских школах стало намного больше. Это видно даже по результатам работы «Детской горячей линии», куда многие учащиеся и их родители звонят с жалобами на буллинг.
- Такие звонки поступают практически ежедневно, и это говорит о том, что проблема куда масштабнее, чем может показаться на первый взгляд. Учащиеся средних образовательных учреждений жалуются, что становятся жертвами травли со стороны одноклассников, учащихся старших классов, а иногда и учителей. Почему таких случаев стало больше?
Этот вопрос нуждается в тщательном изучении и исследовании. В нашей стране все еще имеет место проблема нехватки школьных психологов и вопрос их профессиональных навыков. К тому же есть и проблема родителей. Многие ли из них посещают родительские собрания, приходят, чтобы поинтересоваться успехами их детей? Увы, не многие... Родители должны общаться с педагогами, мамами и папами других учащихся, чтобы понимать, какая обстановка царит в школе и классе, - говорит К.Ашумова.
По ее свидетельству, сотрудники их организации всегда стараются помочь жертвам буллинга, в частности посещают школу, на которую поступила жалоба. Ведь крайне важно остановить буллинг как можно раньше, поскольку он может привести к возникновению у ребенка-жертвы серьезной психологической травмы. В этом случае ему понадобится серьезная реабилитация, работа со специалистами.
- Иногда родители просто не знают, как помочь своему ребенку, который столкнулся с буллингом. Не всегда разговоры с руководством школы, учителями и учащимися дают желаемый результат. Тогда родители решают, что единственно верный выход - перевести ребенка в другую школу, где уж точно ничего подобного не будет. Но бегство - не всегда решение проблемы.
На нашу «горячую линию» недавно позвонила женщина, которая рассказала, что ей пришлось перевести ребенка в другую школу как раз из-за буллинга. Но мы все-таки решили поработать со школой, где произошел инцидент, ведь на месте этого ребенка вполне может оказаться другой. Проблему надо решать, а не бежать от нее, - подчеркнула К.Ашумова.
В случае травли ребенка не должны оставаться безучастными ни родители, ни учителя. Эксперт отметила, что не все случаи буллинга выявляются, а меры зачастую предпринимаются, только когда все зашло слишком далеко.
- Не все жертвы школьной травли сообщают о происходящем кому-то, даже родители иной раз не знают, что их ребенок переживает каждый день. Во-первых, дети боятся быть непонятыми. Они опасаются, что взрослые им не поверят или не придадут их словам особого внимания. А жалоба может спровоцировать еще большую волну агрессии со стороны тех, кто его травит. Однако замалчивание проблемы породит чувство безнаказанности у агрессоров.
Дети не должны бояться, что родители их не поймут, а для этого нужно быть с ними в дружеских отношениях, не держать дистанцию, которая не располагает к откровенности. К сожалению, многие мамы и папы слишком заняты работой и не уделяют детям достаточно времени. В борьбе с буллингом нужна комплексная работа. В ней должны участвовать и родители, и учителя, и Министерство образования. Кстати, хотелось бы отметить подготовленный этим ведомством видеоролик. Такие кампании, безусловно, нужны и важны, - считает К.Ашумова.
Борьба с буллингом не означает, что ставка должна делаться на негативные явления. Не стоит сразу же призывать выгнать из школы учеников, которые начали травлю, или уволить педагога, который внес свою лепту в нее тем или иным образом. Сначала надо тщательно разобраться в ситуации, а потом начать над ней работать, поэтапно устраняя минусы в максимально доброжелательной обстановке, считает эксперт.
К.Ашумова отметила, что жертвы буллинга вместе со своими родителями должны оповестить о происходящем классного руководителя и администрацию школы. Затем в школу нужно вызвать родителей детей, которые принимали участие в травле, и пригласить для разговора самих учеников. Беседа должна происходить за закрытыми дверями, а не при всем классе, как это нередко бывает. В разговоре должен принимать участие и школьный психолог.
Как говорят специалисты, буллинг молодеет, и если раньше в школьной среде это явление можно было наблюдать в средних и в старших классах, то сейчас он встречается и в начальных. Эксперты отмечают, что многое зависит от домашней среды, в которой воспитываются дети. Например, чрезмерная опека способствует тому, что ребенок, попав в школьную среду, чаще становится жертвой, а семейный авторитаризм порождает агрессоров. Бытовое насилие может формировать как жертв, так и агрессоров, в зависимости от особенностей психики ребенка. Потому при выявлении случаев буллинга следует работать не только со школьным коллективом, но и с семьями детей.
Тут нельзя не отметить, что свою роль играет и состояние общества, и то, что демонстрируют средства массовой информации, ведь дети как губка впитывают все, что видят и слышат. Как хорошее, так и, увы, плохое.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать