• пятница, 29 Марта, 03:09
  • Baku Баку 7°C

Тотем поэтов и политиков

03 ноября 2019 | 17:48
Тотем поэтов и политиков

ОКНО В ПРИРОДУ
Почему поэты и политики обожают леопарда? Заметьте, только горного. Речь всегда идет о любви поэтов и политиков именно к горному леопарду - барсу. Не случайно подлинное название поэмы Шоты Руставели - «Витязь в барсовой шкуре».
Леопард - тотем Марокко, Кении и Казахстана. Нурсултан Назарбаев обожает горного леопарда и назначил красавца символом страны, в Астане барс возвышается на каменном постаменте. Владимир Путин любит его не меньше и стремится вернуть барса на Большой Кавказ. Лейла Алиева возглавила организацию, которая приняла программу по охране медведя, волка и леопарда в Азербайджане. Так чем же так сильно заинтересовал их именно барс?
Поэтов и политиков интригуют знаменитые прогулки барса по вершинам горных хребтов. Так хозяин обхаживает свои владения. Идущий дозором по вершине хребта барс - символ царствования, владения. Символ незаменимости, эффективного управления своей страной - с высоты, с наилучшей точки обзора. Есть и другие ассоциации - прогулка по лезвию ножа. Эти ассоциации работают на имидж правителя, властелина земли леопардовой. И прогулка по горному хребту как по лезвию ножа, и охота и наблюдение за своими владениями - демонстрация превосходства.
Барс - как напоминание: не может быть успешной страна без романтичного восприятия своих целей. Ассоциация с горным барсом, превратившим тоскливую судьбу ходоков по лезвию ножа в веселую науку, издревле вдохновляла политиков и поэтов. Тогда как леопарды долин и джунглей ленивы, жируют себе на кабанах-оленях, ничем поэтов и политиков не привлекая. Горные леопарды недаром названы звучным словом - барс. Восхищение им вдохновляет поэзию и власть, высокое звание короля поэтического салона и властителя горного духа. Так что любовь Путина к горному барсу - старая добрая традиция, задолго до Руставели сформировавшаяся.
Обожают барса и у нас, это культовое животное по обе стороны Большого Кавказского хребта. Дефиле красавца-барса по вершине горной гряды издревле обогащает внутренний мир поэтов и политиков, стремящихся усвоить мощный арсенал его харизмы. Не случайно эпоха восточного Ренессанса дала так много имен поэтов-политиков.
Неспешная прогулка барса по горному хребту многое говорит политикам и поэтам о том, что такое эффективное управление. Осознание своей силы, удачливости, которая не нуждается в демонстрации. Барашки, лани и козлы должны знать, что барс есть. А вот где он в данный момент - им как раз лучше не знать.
Культ барса издавна распространен среди горцев разных племен по обе стороны Большого Кавказского хребта. Для горцев испокон веков стиль барса - великолепная обучающая программа, что описано в поэме Руставели, которая, по версии ряда известных историков, есть перевод персидской поэмы. Барс ведет рыцаря и политика по жизни, управляя мыслями, поступками, мечтами и целями героя. Убить барса на дозоре, на вершине хребта - верх позора даже для самых матерых браконьеров. Изучить эту великолепную обучающую программу стоит, чтобы посмотреть глазами двух леопардовых фанатов - Руставели и Путина на природу власти. Итак, что ищут в тебе, леопардовое величество, политики и поэты? Ответ прост - уникальную тактику охоты.
Гиркан
В начале 2017 года в Лондоне состоялась премьера фильма фотографа-натуралиста из ЮАР Адриана Стейрна о кавказском леопарде - «Самый редкий леопард». На премьере присутствовала глава IDEA Лейла Алиева. Фильм был показан на телеканале Nat Geo Wild, его можно просмотреть на YouTube.com. Фильм снят в Гирканском заповеднике, где Стейрну удалось снять двух леопардов.
О роли леопарда в спасении экосистемы Большого и Малого Кавказа одного фильма очень мало. Для возвращения барса на Кавказ, где он был почти полностью истреблен браконьерами и чабанами, надо помочь ему найти свое место. Доказать населению важное значение леопарда в экосистеме. С этой целью в селе Гариблар близ Масаллы был проведен семинар для 70 школьников южного региона. Еще надо обосновать необходимость возвращения леопарда в Гиркан и другие места его традиционного обитания. В этом проблема, взрослое население против, так как программа восстановления леопарда требует резкого сокращения прессинга на лес и зону альпийских лугов.
В спасении от превращения в пастбища для овцеводства роль леопарда велика. На территории горного барса мало волков, совсем нет одичавших собак. Леопард преследует конкурентов беспощадно. Даже скорее он охотится на конкурентов, чем на оленей или кабанов. Лео - контролер хищников, не позволяющий никому, даже медведю, разгуляться. Во многом из-за этой уникальной роли в экосистеме РФ и Азербайджан подписали Конвенцию о совместной работе по защите и сохранению леопарда на Большом Кавказе. В районе Базардюзю грифы питаются сорвавшимися с горы турами и горными козлами, которых загнали волки. Этого бессмысленного уничтожения не происходит там, где правит царь гармонии и красоты - горный барс.
Он не гоняет по горам стада копытных, заставляя их бросаться с отвесных скал и гибнуть. Лео притаится в засаде чуть выше козлиной тропы, и бросок его точен и беспощаден. Леопард никогда не загоняет горных козлов на отвесные кручи - он заботлив по отношению к своим подданным. Самая эффективная форма охоты - бережливость. За это горные барашки уважают леопарда и презирают волка. Обнаружив стадо копытных, леопард двое-трое суток следует за стадом, присматривается, изучает маршруты, и только затем выбирает засаду. Один бросок - одна жертва, тактика резко отличается от примитивной волчьей стаи: они сутками гоняются за стадом и пока не угрохают половину его, не успокоятся. Тактика волчьей стаи в горах беспощадна и глупа, тогда как барс эффективен и бережлив по отношению к копытным. Он любит свою империю и своих подчиненных. Ни одного лишнего движения, тем более беготни по горам с воплями: я здесь главный! Ни одной случайной жертвы. Лео заранее следит за стадом и заведомо выбирает жертву. Всегда ослабленное болезнью животное, с замедленной реакцией, не способное ранить во время атаки. Неопытные молодые барсы слабых козлов не выбирают, нападают на сильных, чтобы отточить навыки борьбы.
Опытные барсы нападают на слабых или на ягнят, зачарованных красотой грациозной кошки. Ненависть волков к горному барсу так сильна и беспомощна, что это служит самым главным аргументом для пастухов, у которых начинающий охотник - молодой леопард стащит ягненка. На этом строятся все семинары с жителями горных регионов: леопард - контролер волков и шакалов. Отдайте одного ягненка барсу, и он отплатит вам истреблением ваших самых страшных врагов. Когда-то на Северном Кавказе жили племена людей-леопардов, они поклонялись красивому и опьяненному своей силой царю гор.
Пять леопардов есть в Гирканском нацпарке, пара осталась в Карабахе, еще одна пара - в Зангезурском нацпарке в Нахчыване и один-два - в малозаселенных местах рядом с Мингячевирским водохранилищем на границе с Грузией. Фотоловушки были расставлены во всех этих местах. В начале июля 2017 года житель Баку сдал в зоопарк детеныша леопарда, здесь уже содержится леопард.
- В Гирканском парке, - рассказывает эколог Эльшад Аскеров, - чаще попадал в кадр великолепный самец, экологи назвали его Шинхан, он чаще встречался в районе горы Шиндан. Леопардов так мало, что экологи знают их по именам. Есть фанаты Шиндана, другие предпочитают наблюдать за самкой по имени Хоуп (от англ. hope - надежда). Хоуп живет в Зангезурском нацпарке. Но она не единственный здешний владелец туров и муфлонов. Камеры зафиксировали самца и самку, которые в недолгие дни брачного периода сошлись и прохаживались по своим владениям. Порадовала парочка не только надеждой на потомство, был еще один радостный факт: самец метил территорию. У горных барсов широкая натура, они не метят территорию, если нет конкурентов. Значит, они есть. У леопардов свое представление о патриотизме - они свободно относятся к переходу границ и смене гражданства. Ни один эколог не осмелится зангезурского леопарда назвать персидским, азербайджанским или армянским.
Зангезурский барс - звучит гордо
Одно наслаждение наблюдать за прогулкой той же Хоуп по вершине Зангезурского хребта: сколько в этой кошке вызова убогости придуманных границ! Лео проходят через кордоны, на замечая пограничников с их плебейским: «Стой, кто идет».
Презрение леопардов ко всем погранзаставам мира - может, единственное, что спасет пограничников от самомнения. Ни один из них не позволит сказать лео: «Не знаешь пароль - не пропущу». При встрече с барсом всегда ясно, кто хозяин гор. Иногда, рискуя жизнью, пограничники не стреляют в близко проходящего зверя - настолько неповторим и уникален каждый барс. Отношение к нему в нашем менталитете культовое, встреча с леопардом воспринимается как событие, убийство его вызывает ужас, убийца обязательно будет наказан. Тем более в Зангезуре, где на одной из скал Гямигая древний скульптор с большим мастерством изобразил леопарда.
Горный барс у нас издревле символ отваги, смелости и мастерства. Считалось, что накидка из леопардовой шкуры делает воина уверенным в себе. Храбрым, сильным, неуязвимым воином. В африканских племенах, где леопард - тотем, Дарвина не уважают, он для них не авторитет. От обезьян могли произойти только обезьяны, люди произошли от леопарда!
Леопард обитает в высокогорных степях и лугах альпийской зоны, в теплое время поднимается на высоту до 4000 метров над уровнем моря, где летом пасутся стада муфлонов и туров. На Кавказе обитает переднеазиатский леопард - когда-то он был распространен в Средней Азии, Иране, Афганистане и Пакистане. Сейчас редкость повсеместно, так как альпийские луга используются как пастбища. Но если снять с лугов эту нагрузку и сделать зоной туризма, санаторного лечения, включить в нацпарки, вот тогда барс, как заклятый враг волков и шакалов, очень пригодится. Альпийская зона у нас благодаря успеху курорта «Шахдаг» близ Гахского района все активнее используется как курортная зона. Этот процесс сейчас в активной стадии на Северном Кавказе и в нашей стране.
С 2000 года Всемирный фонд охраны дикой природы начал реализацию проекта по спасению леопардов Большого Кавказа. Программу поддержала организация «Международный диалог по охране окружающей среды - IDEA», возглавляемая Лейлой Алиевой.
Пока огромная редкость - обнаружить самку с детенышем, тут вся надежда на ту самую парочку из Зангезура. Летом в Масаллы прошел семинар для школьников сел близ Гирканского парка. Дети - за спасение леопарда, взрослые - не всегда. Стоит только молодому леопарду унести из стада ягненка, как пастухи начинают травлю. Волки, леопарды, медведи, рысь - им без разницы. Пастухи ненавидят всех хищников и готовы уничтожить даже такого полезного для пастухов контролера хищников, как леопард. Это волк - санитар леса, а лео - санитар хищников. Все горные козлы и бараны, а также пастухи и экологи заинтересованы в сохранении леопарда. Но пока их слишком мало - и леопардов, и семинаров по их защите. В Гирканском лесу леопарды, спасая стада маралов от волков, практически бесплатно делает работу минимум 30 егерей с зарплатой минимум 500 манатов.
Переднеазиатский леопард
Раньше их было немало, но с середины 1970-х годов они стали редкостью. Распространенный на Кавказе переднеазиатский леопард - зверь крупный, весом до 60 кг и длиной до 170 см. Отличный охотник, развивает скорость до 60 км в час, прыжок с места - до трех метров, с разбега - до шести. Красивая шкура загубила красавца, у леопарда мягкий пушистый мех с черными пятнами на золотистом фоне. Каждый леопард неповторим рисунком этих пятен. Но не поэтому у каждого леопарда свое имя, а потому что слишком большая территория им контролируется.
Территория самки - 15-20 тыс. гектаров, с десятками гор и долин. У самца аппетиты побольше, ему принадлежит в лучшие годы до 40-50 тыс. га, на которых обитают две три самки. Своим «женам» самец позволяет жить и охотиться на своей территории. Но ни одному из своих конкурентов не позволяется заходить на его территорию. Леопард в зрелые годы всегда в пути и неизменно в отличной форме. Тот факт, что в Зангезуре обнаружена пара в период брачных игр, говорит о том, что условия для расцвета созданы. Полно добычи, и леопарды в отличие от волков уверенно смотрят в будущее. Тот факт, что для медового месяца пара выбрала Зангезурский нацпарк, также говорит о том, что это место - самое тихое и спокойное для молодых. Если мы создадим такие территории, то все леопарды Ирана, Большого и Малого Кавказа будут проводить медовый месяц на нашей территории.
С этой целью IDEA сейчас работает над созданием коридоров между местами обитания прекрасных кошек. Вообще-то, роль кавказского леопарда так важна для спасения Кавказа от печальной участи стать пастбищем несметной орды бараньих стад, что каждый детеныш красотки Хоуп на вес золота. Контролер гор должен быть сыном местных родителей, ведь равнинный леопард на гору не поднимется, не дано ему стать горным барсом. Куда ему до быстрых и вертких горных козлов. Лапы у равнинного леопарда короткие, поэтому охотиться в глубоком снегу не может и высоко в горы не поднимается. Тогда как кавказский барс ценен тем, что любит забираться на хребты горной гряды и оттуда наблюдать за передвижением своих подданных по обоим склонам. Выслеживая одновременно и добычу, и врагов. А когда наступает месяц любви, горный барс издает такой рык с высоты хребта, что все копытные взлетают на вершины и только одна самка леопарда идет навстречу голосу повелителя гор.
Интересная деталь: леопарды живут на границе, пограничники спасают их от браконьеров. Экологи считают, что в нашей стране обитает 15 леопардов, но все с загранпаспортами. Хотя в Гирканском лесу так много кабанов и оленей, что за несколько лет перед началом программы по спасению леопарда в 2000 году в Талыше было убито браконьерами четыре леопарда. Тогда убийцы отделались смешным штрафом. Убийца гирканского леопарда намеревался сбыть шкуру за $5 тыс. Сейчас штраф за убийство леопарда подняли до 3300 манатов. Если леопард убит на территории национального парка, то штраф втрое больше.
Эльшад Аскеров считает, что у нас может обитать до полусотни леопардов, так как в последние 10 лет выросло число копытных в нацпарках. Егеря стали получать приличную зарплату, лесничие снабжены автомобилями, полевым оборудованием, спецодеждой, стало больше камер слежения. Так что главная проблема теперь - создать коридоры между местами обитания леопардов - территории тишины и свободы для обитателей нацпарков. Надо организовать сообщение между нацпарками, которые тоже должны стать охраняемой зоной.
Леопард будет процветать, если вернуть ему статус охранника альпийских лугов от слишком большого прессинга несметных стад баранов. У альпийской зоны два защитника - лечебная медицина и леопард. Несовместимо? Только на первый взгляд.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать