• суббота, 20 Апреля, 16:07
  • Baku Баку 23°C

Станет ли первым «Последний»?

09 мая 2014 | 12:45
Станет ли первым «Последний»?

В этом году комитет Каннского кинофестиваля для конкурсной программы отобрал из 3450 короткометражных фильмов, снятых режиссерами из 128 стран мира, девять работ. Среди них - короткометражный художественный фильм «Последний» («Sonuncu», «The Last one»), снятый в рамках совместного проекта российскими и азербайджанскими кинематографистами.
Режиссер картины Сергей Пикалов посвятил свою работу последнему оставшемуся в живых ветерану Второй мировой войны, который, даже пережив всех своих близких - жену, детей, друзей, - никогда не чувствовал себя одиноким. Герой не помнит, когда в последний раз выходил на улицу, потому что все необходимое ему доставляют домой. Единственным его собеседником был старый холодильник в коридоре. Каждый свой день старик проживал как последний, ложась спать с мыслью о неминуемой смерти, но, просыпаясь, вновь надевал тапки и шаркающей походкой направлялся к холодильнику - записывать режим его работы…
Эта 15-минутная кинолента была снята кинокомпанией «Buta films» на киностудии «Азербайджанфильм» в жанре философской притчи. Съемки картины проходили в течение шести дней в пригороде Шабрана, селе Сура.
«Последний» стал дебютом в художественном кино Марии Ивановой и Насиба Пириева.
Накануне корреспондент газеты «Каспiй» побеседовала с создателями картины.
Насиб Пириев, продюсер:
- Мы, безусловно, очень рады, что фильм «Последний» попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Для азербайджанского кино это огромный шаг. В фильме затронута тема отношения к старшим - актуальная во всем мире. Конечно, с нетерпением будем ждать результатов, и я очень надеюсь, что мы сможем и в дальнейшем реализовывать подобные проекты.
Сергей Пикалов, режиссер:
- Это такая ошеломляющая новость, что в голову не приходит ни одного более-менее подходящего афоризма про удачу, неожиданно настигшую человека. Надо просто продолжать дышать: вдох - выдох... Это кино сделано людьми, а уж откуда они, из какой страны, - вопрос государственного размежевания. Никто на съемочной площадке не думал о том, какое мы снимаем кино - «русское» или «азербайджанское». Мы разговаривали на одном языке - языке кинематографа. Жизнь гораздо абсурднее и изобретательнее любого вымысла. Это и доказывает история в нашем фильме.
- Можно ли назвать ваш фильм авторским?
- Кино - труд коллективный, здесь каждый нанизывает на стержень начальной идеи что-то свое. Поэтому не до конца понятен термин «авторское кино». Но если и называть наш фильм авторским, то каждый работавший над ним - автор. Если вытащить из машины одну деталь, она, может, и поедет, но не факт, что доберется до конца пути.
Джордж Гафаров, актер:
- Я не считаю съемки работой, это моя жизнь, и поэтому могу полностью выкладываться только на съемочной площадке.
- В какой роли вы снялись в этом фильме?
- В роли поставщика молока и хлеба для дедушки, которого все считают чудаком, в том числе и я. И только зрителю станет известно, действительно ли это так.
- Насколько вам близок ваш герой?
- Думаю, не очень. Я сам вырос в детском доме и понимаю, как себя чувствуют одинокие люди в подобных ситуациях. Это не я, однозначно!
- Как вы считаете, может ли фильм стать победителем Каннского фестиваля?
- Мы уже победители, потому что попасть в конкурсную программу столь серьезного мероприятия - это большая победа. И за это спасибо Маше, Кямрану, Сергею, Денису, Идрису - всем, кто с нами работал.
- Вы впервые приняли участие в международном проекте - трудно ли было, или особой разницы не заметили?
- Для меня это не было дебютом, в свое время я снимался в проекте «Баку, я люблю тебя!» в новелле «Азия» со знаменитой голливудской звездой Азией Ардженто. И никаких проблем, мне это доставляет удовольствие.
- Как работалось с Идрисом?
- Идрис - хороший актер, который питает меня энергией.
- Станете ли вы в будущем профессиональным актером, или это останется вашим хобби?
- Да я уже профессиональный актер, кино - моя работа и жизнь.
Кямран Агабалаев, второй режиссер:
- Почему фильм был посвящен герою именно Второй мировой войны, и что самое трудное было в работе?
- Эта тема лично мне, человеку потерявшему деда в годы Второй мировой, очень близка. Ведь этих людей осталось очень мало, и дай Бог всем им здоровья! Мы, наверное, последнее поколение, которому известно об этой войне, и придет время, когда из памяти людей сотрется понятие «Герой Советского Союза». А пока эти люди живы, мы гордимся тем, что нам посчастливилось видеть их, общаться с ними. Спасибо им огромное - они защищали Родину. Что же касается трудностей в работе, то в основном нас мучила жара, но все условия нам создали.
Мария Иванова, продюсер:
- Расскажите о ваших предыдущих работах.
- В 2006 году я создала компанию «Студия «Проект ТВ», где мы снимали документальные фильмы и программы для Первого канала, Пятого канала (Санкт-Петербург), Россия К. Это были фильмы о Муслиме Магомаеве, Владимире Спивакове, Иосифе Бродском, Олеге Меньшикове и других. Получили много призов и наград. Особое место в нашей фильмографии занимает программа о детях с ограниченными возможностями «Право на счастье». За шесть лет ее существования я поняла, что готова к производству и художественного кино.
- Как возникла идея сотрудничества с Насибом Пириевым?
- Мы познакомились в 2012 году в Баку, когда я снимала фильм о Муслиме Магомаеве. Наши цели с Насибом совпали - заняться производством художественных фильмов. Кроме того, у него прекрасное образование: окончил американский колледж в Лондоне по специальности «кино и телепродюсирование», проходил практику на BBC. Очень креативный молодой человек, и многие идеи исходят от него. Компания стала назваться «Buta Films», и с 2012 года мы с Насибом стали партнерами.
- Что было самым сложным в работе над картиной?
- Самым сложным было запуститься. Проект откладывался, локация была не готова, долго не могли найти художника-постановщика. Съемки были тоже тяжелые. Группа жила по трое-четверо в маленьких комнатушках в единственном придорожном отеле. Я ездила каждый день из Баку - а это 110 км - на съемочную площадку и обратно. Были и забавные случаи: во время съемок очередной сцены вдруг где-то рядом зазвучала очень громкая музыка. Оказалось, неподалеку начали праздновать свадьбу. А мы, представьте, звук живой пишем! Что делать? Пошли договариваться, и - о чудо! - люди пошли нам навстречу, отложили свадьбу на полчаса. И даже пригласили нас на торжество. Такое могло случиться только в Азербайджане!
- В фильме задействовано два героя - ветеран и юноша. Вы хотели показать преемственность поколений или, быть может, мировоззрение людей разных эпох?
- Спасибо за вопрос. Это очень интересная и всегда актуальная проблема «отцов и детей». Но есть другой пласт - уважение к человеку, благодаря которому ты живешь на этой земле. Мы не вправе забывать наших ветеранов, их осталось не так много. После фильма, надеюсь, кто-то вспомнит о своих предках, бабушках, дедушках - навестит или хотя бы позвонит им.
- Почему вы решили задействовать в своем проекте азербайджанских актеров, а не российских?
- Во-первых, мы сразу решили снимать фильм в Азербайджане, с азербайджанскими актерами и на азербайджанском языке. Такой кинематографичной природы, как у вас, в России не найти. Актер Идрис Рустамов попал на кастинг случайно, но, увидев его, мы сразу поняли - это то, что надо! Роль юноши исполнил актер Джордж Гафаров - мальчик из детдома, со сложной судьбой, но за его плечами уже десятки киноролей. Это пример настоящей силы характера и веры в себя. Он молодец!
- Кому принадлежит идея выдвинуть картину на Каннский фестиваль?
- Конечно, продюсерам. Мы снимали этот фильм как некую визитную карточку кинокомпании «Buta Films», хотели заявить о себе первым художественным фильмом.
- Верите ли вы в победу?
- Участие в Каннском фестивале - это уже победа для нас.
- Как, по-вашему, это картина для массового зрителя или все же «чисто фестивальное» кино?
- Короткометражный фильм не может быть массовым. Его не покажут в кинотеатрах или по ТВ. И каждый, кто снимает в таком формате, прекрасно это понимает. В лучшем случае фильм попадет в какой-либо сборник короткометражных кинолент или что-то в этом роде.
- Как решался вопрос финансирования проекта?
- Финансировали проект Министерство культуры и туризма Азербайджана и кинокомпания «Buta Films».
- Намечено ли уже что-то на будущее?
- Для нас фильм «Последний» - только начало. В нашем продюсерском портфеле уже есть идея полнометражной спортивной драмы «Лучшая в мире» о судьбе девочки из детского дома, ставшей олимпийской чемпионкой по синхронному плаванию. Планируем снимать совместно с азербайджанскими кинематографистами.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать