• пятница, 29 Марта, 04:15
  • Baku Баку 7°C

Война на первом месте

15 ноября 2019 | 16:16
Война на первом месте

ЭКОЛОГИЯ
Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов, пожалуй, одна из самых ярких экологических дат ноября. Он был учрежден в 2001 году Генеральной Ассамблеей ООН в целях сохранения окружающей среды и в интересах грядущих поколений. Во время военных столкновений, наносящих огромный гуманитарный и экономический ущерб, сильнейшее негативное воздействие в зонах конфликтов и на территории сопредельных государств испытывает и окружающая среда.
Так, в результате вооруженного конфликта на Ближнем Востоке в 2002 году почти полностью уничтоженными оказались Месопотамские болота Ирака и Ирана. Химическому загрязнению в результате военных действий в Югославии были подвергнуты территории Сербии и Черногории. Серьезный вред был нанесен окружающей среде во время военных конфликтов в Ливане, Судане, Афганистане.
В рамках постконфликтной реконструкции
Для последующего восстановления экосистем требуется не одно десятилетие, а также усилия многих государств. Ликвидация экологического ущерба, нанесенного войной, и постконфликтная реконструкция занимают важное место в деятельности ООН. На решение этих вопросов нацелена, в частности, программа этой организации по окружающей среде.
В Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов государственные деятели и лидеры общественных организаций разных стран, выступая с обращениями к своим согражданам, напоминают об экологической опасности вооруженных конфликтов и призывают к отказу от бездумного и нерационального использования окружающей среды.
Великий французский писатель, правовед и философ Шарль Луи де Монтескье сказал как-то, что народы должны во время мира делать друг другу как можно больше добра, а во время войны - насколько возможно меньше зла. И это правда. Ведь ущерб, причиняемый окружающей среде во время вооруженных столкновений, приводит к нарушению экологического баланса, ухудшению состояния экосистем и природных ресурсов на длительный период после прекращения конфликтов и часто затрагивает не только одно государство и не только нынешнее поколение.
В перечне важнейших причин и источников экологических проблем человечества, предложенном экспертами Королевской академии наук Швеции, Агентства по охране окружающей среды США и Министерства окружающей среды Франции, первое место занимает война. Причины обострения экологических последствий современных военных действий (или военно-экологических проблем) - с одной стороны, созданное оружие способно причинять природе такой вред, который превышает ее возможности к самовосстановлению, с другой - множество индустриальных объектов по всему миру вполне сопоставимы, в случае их разрушения, с оружием массового поражения, становясь источниками экологических катастроф. Таким образом, объединив потенциал науки, техники и экономики, современное общество получило возможности как уничтожения противника вместе с окружающей средой, так и разрушения окружающей среды с целью уничтожения противника.
Воздействие войны на природу специалисты подразделяют на четыре составляющие - прямой урон ландшафту, загрязнение воды, воздуха и почвы выделяемыми веществами, в том числе и радиоактивными, намеренное разрушение окружающей противника среды с целью его демаскировки или создания ему экономических и прочих трудностей, разрушение потенциально опасных индустриальных объектов, например, атомной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности.
Мировое сообщество осознало войну как экологическое бедствие и, не будучи в силах покончить с ней, пытается сделать так, чтобы природа страдала от военных действий как можно меньше. В праве - форме общественного сознания - антиэкологическая направленность современной вооруженной борьбы отразилась в экологизации правил ее ведения: в конце 70-х годов на международном уровне были продекларированы специальные (природоохранные) нормы, которые должны применяться при вооруженных конфликтах.
Политика тотального разграбления
Но еще в начале века, когда люди еще особо не задумывались об ущербе окружающей среде, государства-участники IV Гаагской конференции договорились, что если во время войны охрана окружающей среды не предусмотрена в принимаемых ими документах, то действует международное право. Таким образом, между образованными народами цивилизованные (если можно употребить это слово применительно к военным действиям) правила ведения войны допускают удары только по военным объектам с целью получения явного военного преимущества. При этом разрушительная сила удара не должна распространяться за пределы военного объекта.
Все вышесказанное, к сожалению, не имеет никакого отношения к карабахскому конфликту. Война, начатая Арменией против Азербайджана, стала не только причиной разрушения городов и сел Нагорного Карабаха и окружающих его населенных пунктов, но и уничтожения растительного и животного мира на этой территории, нарушения экологического равновесия в целом. В результате оккупационной политики Армении сильно пострадали леса и растительный покров на особо охраняемых территориях, уничтожены и продолжают уничтожаться вековые деревья, водопады, природные пещеры, образцы культурных парков, уникальные геологические образования, палеонтологические слои. Особенно массовый характер приобрело истребление лесов на оккупированных территориях, способное привести впоследствии к экологическим катастрофам в регионе Южного Кавказа. Леса вырубаются не только для военных нужд, но также для изготовления стройматериалов, использования в мебельной промышленности и в других целях.
В направлении Газахского района, вдоль хребта Муровдаг, в направлении Агдеринского района на сотнях гектаров вырубаются и экспортируются в другие страны ценные породы многолетних деревьев - бука, терпентина, ели, дуба, ясеня, так называемого медвежьего фундука (айыфындыгы), древесного ореха, инжира, граната, боярышника и др. 25 лет назад, в октябре 1992 года в Ходжавендском районе на площади 25,5 тысячи гектаров армяне полностью вырубили дубовые леса, которые росли вдоль берегов реки Ходжашин. Неизвестна судьба и другого памятника природы - восточной чинары диаметром 600 см и высотой 25 м, возраст которой составлял 2 тысячи лет.
Общая площадь оккупированных земель Азербайджана, включающих территорию бывшей НКАО и семи сопредельных с Нагорным Карабахом районов, составляет 17 тыс. кв. км. Вся она подверглась тотальному разграблению и разрушению, а прямой экономический ущерб, нанесенный этим территориям, по предварительным оценкам, составляет $925 млн.
На всех захваченных территориях армянскими агрессорами проводится политика «выжженной земли», в результате чего из родных мест изгнаны более 1 миллиона человек, полностью разграблены и разрушены сотни тысяч домов, расхищены и выведены из строя около шести тысяч промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Выведены из севооборота и пришли в упадок более 1 млн га сельхозугодий, в том числе 127 тысяч га орошаемых земель и 34 тысячи га виноградных и фруктовых садов. Полностью уничтожена 1200-километровая разветвленная ирригационная инфраструктура, которая включала в себя пять водохранилищ общей вместимостью 674 млн куб. м, 7296 гидротехнических сооружений, более десятка насосных станций и поливных систем. Оборудование ирригационной системы частично вывезено в Армению, а оставшаяся часть выведена из строя.
Ущерб с тяжелыми последствиями
В результате уничтожения ирригационной системы в Нагорно-Карабахском регионе, являвшейся частью единой ирригационной инфраструктуры Азербайджана, 120 тыс. га земельных угодий в пяти районах страны за пределами оккупированных территорий остались без орошения и практически выведены из сельскохозяйственного оборота.
Ущерб, нанесенный в результате агрессии только сельхозугодьям Азербайджана, оценивается приблизительно в $472 миллиона. В оккупированных районах разграблено и угнано за пределы Азербайджана более 240 тыс. голов мелкого рогатого и 69 тыс. голов крупного рогатого скота. В зоне оккупации осталось 70% летних пастбищ Азербайджана.
Возраст некоторых восточных чинар Баситчайского государственного природного заповедника насчитывает 1200-1500 лет, диаметр их стволов составляет 4 метра, а высота - свыше 54 метров. Не имеющие аналогов в Европе, эти гигантские деревья жестоко уничтожаются оккупантами.
Кроме того, практически стерт с лица земли заповедник в Зангиланском районе общей площадью 107 га. Более сотни чинар выкопаны с корнями и пересажены на берега озера Гейча (Севан) и вокруг Еревана. За период военного противостояния двух стран в результате массового истребления лесов, бомбардировок и пожаров в лесах Товузского, Зангиланского, Гядабейского, Кяльбаджарского, Ханларского, Губадлинского районов были зверски разрушены и использованы в коммерческих целях свыше полумиллиона деревьев и кустарников, полторы сотни видов реликтовых деревьев, более 130 тысяч гектаров ценных лесных площадей и, естественно, восстановленных лесов, а также сотни гектаров искусственных лесонасаждений, пять геологических объектов, получивших статус природных памятников.
В Лачине остались созданный в 1961 году для сохранения редких природных комплексов Государственный природный заповедник площадью 20 тыс. гектаров и обладающие лечебными свойствами родники Туршсу, Галадереси, Аганус, Хырманлар, Тигиг, Турш-тигиг, Нуреддин, Нагдалы, Хаджиханлы. А на территории Хаджишамлинского леса (Гарагельский государственный природный заказник) произрастал ценный эндемик - красный дуб. К слову, массовое уничтожение эндемиков - дубовых деревьев специалисты оценивают как экологический геноцид.
На оккупированные территории, в особенности Агдамского района, сбрасываются завезенные из Армении радиоактивные отходы, а находящиеся под государственной защитой 250 тысяч гектаров леса загрязнены ядерными отходами. В результате живописные альпийские луга Кяльбаджарского и других оккупированных армянами районов потеряли свой первоначальный вид. Во время проводящихся на оккупированных территориях военных учений и тактических занятий армянские вооруженные силы используют специальные боеприпасы, содержащие вредные химические элементы и соединения. В результате почве, источникам воды и атмосфере наносится ущерб, последствия которого невозможно устранить в течение долгих лет. Специалисты, регулярно проводящие оценку состояния окружающей среды, по ее итогам запрещают любую сельскохозяйственную деятельность на миллионах гектаров. Многомиллиардные убытки несет экономика. В немалой степени деградация экосистем, разрушение природных ландшафтов исторически были и остаются связанными с локальными и мировыми войнами.
Таким образом, эксперты с полной уверенностью говорят, что там, где ведутся бои, почва, растительность, водоемы будут загрязнены разнообразными химическими веществами, включая диоксин. Эти вещества мигрируют далеко за пределы театра военных действий, годами удерживаются в почве, растительности, накапливаются в животных и попадают в организм человека. Ведь экологическая война не может быть локальной, она не знает границ.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать