• пятница, 19 Апреля, 23:02
  • Baku Баку 24°C

Бензиновый протест

20 ноября 2019 | 12:32
Бензиновый протест

РЕГИОН
События в Иране развернулись молниеносно - в конце минувшей недели протестные акции охватили свыше 90 городов страны. Поводом стало четырехкратное сокращение квоты на 250 литров льготного бензина в месяц и повышение цен на горючее - цена дешевого топлива выросла в полтора раза до 15 тыс. риалов ($0,13), а приобретаемого сверх квоты - вдвое дороже.
Буквально через пару часов после этой новости возмущенные иранцы по всей стране высыпали на улицы. В результате столкновений демонстрантов с полицией за три дня протестов погибли десятки людей.
В нарушение общественного договора
После исламской революции право на «льготный бензин» было одним из условий негласного общественного договора между гражданами и руководством страны. Считалось, что нефть принадлежит иранскому народу, а раз так, то часть ее должна принадлежать каждому иранцу, каждой ячейке общества.
И вот условия этого договора в одностороннем порядке президентская администрация решила изменить. Очевидно, что эта мера была принята не от хорошей жизни - в результате вторичных санкций США бюджет Ирана оказался в настолько плачевном состоянии, что его дефицит превысил $15 млрд, а потому, чтобы хоть как-то залатать прорехи в бюджете, правительство вынуждено сократить государственные расходы до минимума.
В последние годы иранцам приходится все туже «затягивать пояса». Так, в декабре 2017-го после обрушения курса национальной валюты - реала гражданам этой страны уже пришлось пережить повышение цен на продовольствие и предметы первой необходимости. Тогда тоже начались социальные протесты, которые быстро приобрели политический характер, протестующие выступили против руководства Ирана и клерикального режима в стране. Массовые антиправительственные демонстрации, которые в ряде случаев переросли в беспорядки и привели к насилию, явились крупнейшей акцией гражданского неповиновения со времен протестов против итогов президентских выборов 2009 года, известных как «Зеленая революция». Большое число участников этих протестов было арестовано - счет шел на тысячи.
Сейчас ситуация повторяется точь-в-точь - тогда тоже сообщалось о десятках погибших и сотнях тяжело раненых, и опять же власти обвинили в организации протестов США и Великобританию. Ну и американцы оказались верны традициям, выступив с заявлениями о поддержке протестующих и призывами к «смене режима».
Следует признать, что наученные горьким опытом власти, ныне хоть и коряво, но все же попытались смягчить удар. Сразу после объявления о реформе зомбоящики начали говорить о том, что за счет вырученных от подорожания топлива средств (примерно $800 млн) будут осуществлены выплаты наиболее пострадавшим самым бедным слоям населения. Однако на фоне нового роста цен, которым неминуемо обернется бензиновая реформа, это, как говорится, мертвому припарки, и люди отлично понимают это. Кроме того, они уже не верят обещаниям властей обуздать инфляцию, победить коррупцию, создать новые рабочие места, понимая, что те сделать это не в состоянии.
Методом запугивания
Что касается реакции властей на происходящее, то она вполне традиционна - протестующих предупреждают о возможных для них негативных последствиях. Генеральный прокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери заявил, что «смутьянов, безусловно, направляют из-за рубежа, а их действия незаконны и преступны, поэтому мы будем последовательно действовать против них».
Накануне верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи поддержал… не население, а тех, кто инициировал повышение цен на бензин. «Несомненно, некоторые люди обеспокоены этим решением… но саботаж и поджог совершаются хулиганами, а не нашими людьми. Контрреволюция и враги Ирана всегда поддерживали диверсии и нарушения безопасности и продолжают это делать», - сказал он, напомнив персонаж из популярного фильма, где управдом заявляет, что «наши люди в булочную на такси не ездят». Касаясь самой «бензиновой реформы», он так и заявил: «Я не эксперт, и есть разные мнения, но я сказал, что если руководители трех ветвей власти страны приняли такое решение, то я его поддержу».
Сказанное рахбаром буквально означает следующее: действия правительства, спровоцировавшие острую реакцию общества, являются правильными и обратного хода у «бензиновой реформы» не будет; общественные протесты расцениваются как «контрреволюционные выступления» и будут жестко подавляться.
По-видимому, верховный лидер решил, что народ пошумит и успокоится, и серьезного размаха протесты не приобретут.
К слову, ранее с заявлением о событиях в Иране выступила представитель Госдепа Морган Ортагус. По ее словам, Вашингтон осуждает предпринятые Тегераном попытки отключить интернет в стране на фоне протестов, а также сообщила о поддержке США «многострадального иранского народа». «Мы солидарны с народом Ирана, требующим ответственности и прозрачности от своего правительства, использовавшего многие миллиарды долларов, полученных при ослаблении санкций, не для строительства школ или больниц, а чтобы профинансировать террористических сателлитов на Ближнем Востоке», - написала она в своем Twitter.
«Интересно то, что выражают солидарность с тем народом, который находится под давлением экономического терроризма США», - ответил ей Мусави.
Точки над i расставлены
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, выступление Али Хаменеи, в котором он поддержал повышение цен на бензин, расставило все точки над i:
- После этого Совет национальной безопасности одобрил законопроект, регулирующий потребление топлива, и призвал парламент принять необходимые меры для контроля и надзора за ценами на бензин. А министр внутренних дел Абдолреза Рахмани Фазли предупредил, что силы безопасности «до сих пор проявляли сдержанность и мирились с протестами». В переводе это означает применение «драконовских» мер, хотя «джинна из бутылки» выпустили власти, активизировав хулиганов, головорезов и прочие подрывные элементы, наносящие ущерб спокойствию и общественному имуществу.
Мы сегодня наблюдаем закручивание гаек, однако надо знать «иранскую улицу», которая ответила на заявление рахбара и его чиновников новыми акциями протеста - выступления распространились уже на 100 городов, подожжено примерно столько же офисов банков. Что касается потерь среди демонстрантов, то, по разным источникам, их число от 27 до 36 человек.
Что там происходит в данное время, сказать трудно. Сообщений из Ирана все меньше - власти практически полностью «вырубили» интернет и ограничили сотовую связь. Как далеко могут зайти протесты и способны ли они привести к падению режима? Такой сценарий представляется маловероятным, так как у протестующих пока нет организационного ресурса, который смог бы направить движение на свержение власти. Поэтому нынешний протест в лучшем случае будет носить характер генеральной репетиции.
А АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать