• вторник, 16 Апреля, 13:47
  • Baku Баку 19°C

Честный и «непробиваемый»

29 ноября 2019 | 11:11
Честный и «непробиваемый»

СИТУАЦИЯ
Сказано - сделано. Так можно охарактеризовать приказ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана протестировать радары зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф», после чего военные запустили в небо над Анкарой американские F-16 Fighting Falcon и F-4E, стоящие на вооружении турецких ВВС.
Политикам из Вашингтона не понравилось это действо, но ведь по другому опробовать новинку не получается, так как российская техника «заточена» на опознавание вражеских объектов, в том числе, летящих на низких высотах, что представляет наибольшую опасность.
Тут же госсекретарь США Майк Помпео заявил, что начало испытаний вызывает беспокойство у Вашингтона.
Однако за океаном все же решили продолжить обсуждение проблемы с официальной Анкарой. Правда, Помпео не стал комментировать вопрос о возможности введения санкций, скорее всего, потому, что понимает - истинная причина в том, что союзник вынужден был приобрести оружие у противника Североатлантического альянса для того, чтобы обороняться в случае провокаций со стороны… НАТО и назначенных им врагов.
Зато среди конгрессменов эти действия вызвали бурю негодования. Так, сенатор-демократ Крис ван Холлен заявил, что Анкара пересекла очередную «красную линию», начав тестировать радары приобретенных у России комплексов. По его мнению, Эрдоган проявляет неуважение к главе администрации Белого дома Дональду Трампу, а тот тянет с применением «кнута», в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
И это не смешно, так как подобный рискованный сценарий действительно существует. Но, во-первых, какой же Турция противник, если она - союзник по НАТО. Во-вторых, а что, если и это не сработает? Кем тогда будет Анкаре Вашингтон?
Современная военная доктрина опирается на две концепции, обязательные для защиты независимости и суверенитета государства, так как любому противнику, прежде чем осуществить вторжение, необходимо обеспечить контроль над воздушным пространством этого региона. Одна из этих концепций предполагает достижение тактического превосходства в своем воздушном пространстве путем отправки собственной авиации на перехват и устранение с помощью предупреждений, воздушного боя или его уничтожения. А другая подразумевает способность обезвредить какие-либо нежелательные воздушные объекты (самолеты, беспилотники и ракеты) в границах собственного воздушного пространства на более стратегическом уровне.
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, Турция хотя и обладает потенциалом обеспечения воздушного превосходства, но для ракетной атаки уязвима:
- Чтобы устранить эту уязвимость, она заключила в 2017 году с Россией контракт на покупку систем противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности, на которых в перспективе будет установлено турецкое программное обеспечение системы опознавания «свой - чужой», что даст серьезное стратегическое превосходство в регионе.
Причины, почему Вашингтон решительно противится этому, проступают рельефно и не имеют отношения к интеграции российских ЗРК в систему противовоздушной обороны НАТО. Ведь Греция, Болгария и Словакия которые также являются участниками альянса, имеют на вооружении комплексы С-300 «Фаворит» и успешно интегрировали их в систему воздушного наблюдения НАТО.
Дело в том, что 6 лет назад, когда только создавалось так называемое «Исламское государство» (ИГ), турецкая разведка была оповещена о реальных целях этой организации и о намерении «союзников» создать «большой курдистан». Тогда, в 2013 году Анкара объявила о своем намерении приобрести 12 дивизионов китайского ЗРК HQ-9, но столкнулась с давлением США и вынуждена была отказаться от сделки. После этого Вашингтон распорядился вывести с территории Турции имеющиеся комплексы Patriot, а следом ИГ начало с территории Сирии обстреливать приграничные населенные пункты.
По всей видимости, желание Вашингтона не допустить приобретения Турцией С-400 и иных аналогов связано с тем, что эти комплексы способны отслеживать цели на расстоянии 600 километров. Это значит, что размещенные, например, в Хатае комплексы могут обеспечить одновременно мониторинг воздушного пространства практически всей Сирии, Восточного Средиземноморья и Кипра. Комплексы же размещенные в Измире, способны контролировать воздушное пространство Западного Средиземноморья, всей Греции, включая Эгейский регион. Они могут обнаружить воздушный объект с расстояния 400 км и позволят не только нейтрализовать угрозы, которые могут исходить от значительной части Ближнего Востока, Ирана, Ирака, Сирии и Израиля, но и в то же время обеспечивают ей абсолютное стратегическое превосходство, позволяющее не допустить какой-либо военной операции без согласия Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье, особенно с прицелом на все газовые месторождения вокруг Кипра.
Кроме того, поставка С-400 в Турцию и их активное использование турецкой армией во многом затруднит реализацию США плана по созданию террористического коридора, для чего они перебросили на восток от Евфрата 50 тыс. грузовиков с оружием. Сегодня трудно себе это представить, но кто знает, завтра может создаться ситуация, когда Турция будет вынуждена объявить север Сирии запретной зоной для полетов. С размещением систем С-400 она сможет обеспечить безопасность региона, зачищенного от террористов в Сирии.
Скорее всего, именно эти моменты и беспокоят США. Иначе чем объяснить тот факт, что в Вашингтоне, который обеспечил системами противовоздушной обороны даже Саудовскую Аравию, много лет отказываются продать их своему союзнику?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать