• пятница, 29 Марта, 16:35
  • Baku Баку 14°C

Прагматики победили мечтателей

25 декабря 2019 | 11:36
Прагматики победили мечтателей

МНЕНИЕ
Недавно в российско-украинских отношениях - достаточно сложных и проблемных, появились некоторые сдвиги в позитивную сторону, позволяющие с оптимизмом смотреть на перспективы межгосударственных отношений. Главнейшую роль в этом играет достигнутое после долгих переговоров соглашение по газу между российским «Газпромом» и «Укрнафтогазом».
Свою оценку данному соглашению и перспективам урегулирования конфликта в Донбассе, а также налаживания украино-российских отношений в интервью газете «Каспiй» дал украинский эксперт, социолог Дмитрий Громаков.
- На прошедшей на днях пресс-конференции в Москве президент РФ Путин назвал Причерноморье исконно русскими территориями и обещал с этим разобраться. Что означает данное заявление российского президента?
- Завидная регулярность заявлений российского президента и представителей российской элиты с территориальными претензиями к Украине или угрозы силой свидетельствуют о последовательной позиции российской дипломатии, отрицающей любую субъектность постсоветских стран.
С другой стороны, это демонстрирует всю глубину кризиса гуманитарного образования в России, когда историческая правда с легкостью приносится в жертву политической целесообразности. Однако, как показывает практика 70 лет исторических экспериментов СССР, в итоге Николая II «кровавого» канонизировали, а вот историков коммунизма прокляли. Шутки истории более жестоки, чем путинские шутки над историей.
- На завершившихся переговорах по газу «Газпром» обязался заплатить Украине около $3 млрд по приговору арбитражного суда, а также пять лет использовать украинскую территорию в качестве транзита своего газа в Европу. Можно ли считать эти условия победой Киева в газовом споре с Москвой?
- Думаю, мы можем говорить о победе в контексте демонстрации договороспособности Киева. Насколько известно, размер прибыли от транзита покрывает полностью наши исковые требования. Украина в итоге получила пятилетний контракт на транзит и время для развития транзитного потенциала по Южному транспортному коридору, который позволит запустить газ с Центральной Азии и Румынии в нашу газотранспортную систему и сохранить объемы прокачки газа после окончания пятилетнего контракта с «Газпромом». С другой стороны, формула ценообразования позволяет Украине говорить о цене транзита напрямую с европейскими трейдерами, что позволит Киеву выйти из-под лишней опеки Кремля на международном уровне.
- Следует ли теперь, после вышеуказанных уступок России в газовом вопросе, ожидать дальнейших уступок и в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе?
- Назвать это уступками со стороны России достаточно сложно, это скорее победа здоровой логики группы газовиков Козака над нездоровыми амбициями кремлевского мечтателя Суркова. Я не думаю, что это как-то отразится на урегулировании украино-российского конфликта на Донбассе и территориального спора за Крым. К сожалению, тут все сложнее и только консолидация усилий всех держав в процессе создания политических и экономических механизмов принуждения агрессора к миру позволит нам выйти из этого кризиса.
Прошедшая в Париже встреча лидеров стран «нормандской четверки» показала, что россияне не готовы выполнять свои обязательства в рамках заложенных в Минских соглашениях принципов, прежде всего «зеркальности» и «приоритета безопасности». А самое главное - положить международное право в основу своей внешней политики. Зеленскому по итогам встречи удалось добиться главного - полноценного осознания глубины конфликта и жесткости российских позиций. В этих условиях понятно, что никакого быстрого урегулирования невозможно достичь, а противостояние будет усиливаться на внутренних фронтах.
Проблема формулы Штайнмайера для Украины заключается в том, что она фиксирует «особый статус» для конфликтного региона, что открывает путь к параду региональных суверенитетов и фактически ставит нас перед необходимостью менять конституционный строй под внешним давлением. Однако это и проблема для самих участников «нормандского формата», потому как формула выводит РФ за рамки конфликта, что открывает возможность для россиян поставить вопрос «политической ответственности» правящих партий Германии и Франции за убытки, нанесенные интересам своих избирателей антироссийскими санкциями.
Поэтому серьезных подвижек в урегулировании мы пока не ожидаем, а вот дискуссии по расширению количества переговорных площадок, ответственности страны-агрессора и поиска новых механизмов противодействия угрозам и обеспечения безопасности в регионе у нас уже идут. Поэтому, я думаю, скоро мы услышим снова о консультациях в рамках положения Будапештского меморандума. И как бы этот формат не саботировался российской стороной, на сегодня это международный договор, позволяющий нам координировать с нашими партнерами и формировать политику в секторе безопасности на уровне стратегического сдерживания России.
- На прошлой неделе президент Украины Зеленский посетил с официальным визитом Азербайджан, где помимо переговоров на высшем уровне принял участие в совместном бизнес-форуме. В чем была основная цель поездки Зеленского в Баку?
- Ключевыми вопросами встречи Зеленского и Алиева были как раз развитие Южного газового коридора для доставки азербайджанского и центральноазиатского газа на европейские рынки. Украина заинтересована в расширении сотрудничества в энергетической, транспортной, туристической сферах и сельском хозяйстве.
В контексте газовых договоренностей Киева с Москвой вопрос заполнения украинской газотранспортной системы становится ключевым на время правления Зеленского. Если ему удастся решить этот вопрос за счет поставок газа из Азербайджана, Центральноазиатских республик, а также Румынии - это будет серьезное достижение для Украины.
Безусловно, присутствие украинского бизнеса в Азербайджане и азербайджанского - в Украине позволит увеличить товарооборот. Зеленский пригласил азербайджанские компании инвестировать в развитие дорожной инфраструктуры в Украине и напомнил о масштабной приватизации и возможности создания совместных проектов. Стороны подписали протокол о намерениях между Одессой и азербайджанским городом Гянджа и договор между Трускавцом и городом Губа о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Нагорно-карабахский конфликт - это тоже тема для двустороннего разговора между Киевом и Баку, по сути история НКАО напоминает ситуацию с Донбассом, поэтому Президенту Ильхаму Алиеву было что рассказать своему коллеге и от чего предостеречь.
- Какое влияние этот визит окажет на перспективы украинско-азербайджанских отношения?
- Любые визиты высокого уровня способствуют активизации отношений и контактов. Поэтому мы надеемся прежде всего на развитие наших экономических отношений. Однако об их эффективности говорить пока рано - в Украине прекрасно понимают степень зависимости Кавказа от позиции Кремля, и рассчитывать, что в условиях украино-российского конфликта Москва позволит укрепиться нашим двусторонним отношениям и экономическим связям, - достаточно смело, но надеюсь, амбициозности наших лидеров хватит, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
banner

Советуем почитать