• суббота, 20 Апреля, 05:12
  • Baku Баку 15°C

Новое поле битвы

08 января 2020 | 11:39
Новое поле битвы

ПОЛИТИКА
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе приказал отправить армейские подразделения на новый геополитический театр военных действий - в Ливию. По этому поводу четкое пояснение дал глава МИД братской страны Мевлют Чавушоглу, который заявил, что официальная Анкара категорически выступает против использования в военных действиях наемников, так как это не принесет ни одному государству мира и стабильности.
По его словам, меморандум о взаимопонимании между ними предусматривает обмен опытом, информацией и технологиями, обучение, разного рода сотрудничество и совместную работу экспертов. «Наша изначальная цель - как можно скорее установить режим прекращения огня, содействовать восстановлению политического процесса, ускорив этот процесс. Единственно возможным путем решения проблем в Ливии является политический диалог», - заявил он.
Надежный партнер
Для Фаиза Сараджа и его правительства национального согласия, признанного ООН и контролирующего Триполи и Мисрату, команда Эрдогана - самый надежный партнер в условиях осады города войсками фельдмаршала Халифы Хафтара, поддерживаемого Москвой. Если Турция станет главным союзником законного правительства, тогда для решения ливийской проблемы достаточно будет соглашения между Кремлем и Ак-Сараем, тем более что сегодня президент РФ Владимир Путин вылетает в столицу братской нам страны.
А это значит, что ливийский конфликт развивается почти по сирийскому сценарию - то есть в него могут быть непосредственно вовлечены военные силы Турции и России, которые, без учета шероховатостей, нашли друг с другом общий язык назло аналитикам Запада. Правда, там ситуация была повыгоднее - «мехметчики» сражались непосредственно у границ своего государства, а потому и повод у них есть в виде нейтрализации курдских террористов, желающих «объединить земли» на территории Ирака, Сирии, Ирана и… Турции.
Но вот «срастется» ли в Ливии, потому как там русские наемники поддерживают фельдмаршала Халифу Хафтара, который контролирует восток и юг страны, а турецкое правительство укрепило свой союз с законным правительством, расположенным в столице североафриканской страны. При этом ни у одной из враждующих сторон не хватает собственных военных сил, чтобы победить другую, а потому они рассчитывают, что непосредственная помощь со стороны Эрдогана либо Путина может коренным образом изменить ситуацию.
Мятежники с месяц как предпринимают «решительное» наступление на Триполи. Хафтар начал осаду города в апреле, но дальше ворот он не продвинулся - то есть очевидно, что его силы не настолько велики, как казалось ранее. Однако теперь он располагает сотнями российских наемников в дополнение к поддержке, которую ему оказывают Египет и Объединенные Арабские Эмираты. А потому наличие даже пары сотен русских профессионалов, присоединившихся к тысячам суданских наемников, безусловно, склонит чашу весов в сторону ливийского фельдмаршала.
Один пишем, два - в уме
Если верить официозу, то на бумаге правительство национального согласия во главе с Фаизом Сараджем официально является единственным (!) законным в североафриканской стране, причем якобы пользуется абсолютной поддержкой ООН, США и Европейского Союза. Но это только на бумаге. На деле же получается, что это правительство реально поддерживает Турция и, в гораздо меньшей степени, Катар. А потому неслучайно, что Сарадж менее чем за месяц дважды официально встречался с Эрдоганом и подписал с ним военное и морское соглашения. Так что теперь официальная Анкара готова сделать цепочку последующих шагов.
Начнем с отправки турецких войск - еще в начале декабря Эрдоган объявил, что его страна готова отправить на южное средиземноморье войска, «если об этом попросит ливийский народ». Это было сделано после того, как 27 ноября Анкара и правительство национального согласия Ливии подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее создание «Сил быстрого реагирования», которые будут исполнять «военные и полицейские обязанности в Ливии». Кроме того, было достигнуто учреждение Офиса по сотрудничеству в сфере обороны и безопасности «с необходимым количеством специалистов и персонала», налаживание поставок военной техники, а также проведение инструктажа и обмен разведывательной информацией.
Затем упомянутое соглашение было направлено на рассмотрение в парламент Турции, и хотя социал-демократическая оппозиция раскритиковала его за дороговизну, а также за «угрозу внутренней безопасности, связанную с обменом секретной информацией с политическим деятелем в условиях войны», турецкое правительство резонно посчитало, что парламент в силу большинства одобрит соглашение.
Никто не ожидал форс-мажора, однако в середине декабря Эрдоган снова встретился с Фаизом Сараджем в Стамбуле, хотя почти никаких последствий эта встреча не имела. Днем ранее министры иностранных дел и обороны Турции также встретились с председателем правительства национального согласия, но произошло это в Дохе, столице Катара, который является еще одним крупным военным союзником Триполи.
Турецкий военный аналитик и бывший офицер Метин Гурджан (Metin Gurcan) даже привел конкретику в издании «Аль-Монитор», которая касается численности. Он пишет, что турецкие вооруженные силы уже начали подготовку к отправке военной помощи в Ливию, которая будет состоять из «двух или трех десантных групп и роты из около ста морских пехотинцев», а также из военных кораблей и самолетов. При этом аналитик указывает на то, что турецкие военные однозначно ограничатся инструктажем ливийцев, при этом не будут участвовать в боевых действиях.
«В чем сейчас правительство национального единства нуждается больше всего, так это в системах противовоздушной обороны, а также в восстановлении своего оборонительного сектора с помощью турецкого ноу-хау», - говорит он со ссылкой на Эмру Кекили, исследователя из Центра политических, экономических и общественных исследований (SETA).
Турецкая либеральная (антиэрдогановская) пресса тоже сообщает, что помощь со стороны их государства ограничилась поставками оружия, боевых беспилотников, производство которых активно развивается в последние годы, и нескольких инструкторов. Однако официальная Анкара уже на ранней стадии начала отрицать любые поставки оружия, поскольку это означало бы официальное признание нарушения международного эмбарго на поставки вооружений, введенного ООН в отношении североафриканской страны. В принципе, это эмбарго нарушают все вовлеченные в конфликт стороны, но никто в этом не признается. Кремль тоже, кстати, на голубом глазу отрицает, что в рядах генерала Халифы Хафтара есть российские наемники.
В этой связи примечательна одна деталь - группа специалистов, которая несколько месяцев работала в Ливии по заказу ООН, представила Совету Безопасности 379-страничный доклад. В нем говорится, что обе стороны конфликта получили «оружие и военную технику, техническую поддержку и иностранных бойцов, что нарушает эмбарго». В докладе также говорится, что как Объединенные Арабские Эмираты и Иордания (союзники фельдмаршала Халифы Хафтара), так и Турция «поставляли оружие иногда подпольно, а иногда и открыто».
Сложившаяся ситуация
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, есть в этом деле «бетонный» моральный аргумент, оправдывающий турецкое вмешательство в ливийскую войну:
- Не стоит забывать, что Хафтар руководит ополченцами-мятежниками. А правительство национального согласия является исполнительной властью, признанной международным сообществом». Это одна часть, с другой же стороны, никто не отрицает наличие у Турции интересов в Средиземном море.
С самого начала войны Объединенные Арабские Эмираты и Египет поддерживали Халифу Хафтара, потому что они знают, что им будет легче контролировать энергетические ресурсы при помощи диктатора, и потому что это может помешать турецким интересам в Средиземноморье. Еще и Греция вместе с Египтом пытаются помешать законным правам братской нам страны.
У Халифы Хафтара было небольшое преимущество в том плане, что он начал массированное наступление после упредительного «информационного залпа», который стал лакмусовой бумагой - кто подержит его, а кто - правительство Сараджа. На данный момент войска Хафтара «встали у ворот» Триполи и уже начали действовать, но даже объявление о начале наступления является частью психологической войны. Возможно, у него еще не хватает сил, чтобы вторгнуться в столицу, но тучи над ней все сгущаются. Поэтому логично, что в Триполи царит беспокойство, и правительство именно по этой причине обращается к Эрдогану. Однако цена, которую требует Анкара, очень высока, поскольку соглашение между ними затрагивает одного из главных игроков, Европейский Союз, и двух его православных членов - Грецию с Кипром.
Аналогия с Сирией
Аналитик Центра Рафика Харири на Ближнем Востоке при Атлантическом совете Карим Мезран отмечает в недавнем докладе, что международное сообщество должно было поддержать правительство национального согласия, чтобы заставить Халифу Хафтара пойти на переговоры. «Но этого не произошло. И теперь население Триполи и Мисрата сражается с четырьмя или пятью иностранными державами, которые поддерживают Халифу Хафтара, а остальные просто наблюдают, решив ничего не делать, за исключением президента Турции».
Карим Мезран считает, что если братская нам страна станет главным союзником законного правительства, вместо Европы или США, тогда для решения ливийской проблемы достаточно будет соглашения между Москвой и Анкарой. «После подписания подобного соглашения будет подорвана власть США и ЕС», - считает беспристрастный аналитик.
Опасность того, что ливийский конфликт перерастет в войну, как в Сирии, очевидна - именно российское вмешательство с 2015 года позволило режиму Башара Асада восстановить контроль над утраченными территориями, и только благодаря поддержке Турции местные повстанческие группировки не были полностью уничтожены. В Ливии, как и в Сирии, Турция и Россия поддерживают противоборствующие стороны, что не помешало Эрдогану и Владимиру Путину договариваться о перемирии и разделе территорий.
Сегодня два понимающих друг друга больших политика встретятся в Стамбуле, и вопрос о Ливии стоит одним из главных в повестке дня. В конце минувшего года они уже обсуждали данный вопрос по телефону и выразили готовность посредничать между противоборствующими сторонами, а также поддерживать усилия правительства Германии и ООН, которые планируют организовать в январе мирную конференцию.
Энергетический пасьянс
Помимо пакта о военном сотрудничестве в конце ноября Турция и Ливия подписали соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море. Эти новые границы позволят Турции проводить разведку подводных месторождений нефти и газа. Анкара и правительство национального согласия Ливии уже направили в ООН на утверждение двустороннее соглашение. Соседние страны подняли тревогу, поскольку новые границы заходят на исключительные экономические зоны Египта и Греции. В знак протеста против соглашения греческое правительство выслало из Афин ливийского посла.
И тут есть еще один момент - упомянутое морское соглашение возмутило руководство ООН, но более всего по известным причинам - Европейский Союз, поскольку оно прямо нарушает права Греции и косвенно - Кипра, а потому в Брюсселе единогласно поддержали позицию Афин. Спорный с их точки зрения пакт является последней мерой давления со стороны Анкары, стремящейся тоже принять участие в разведке месторождений нефти и газа в восточном Средиземноморье, так как Греция, Кипр, Египет и Израиль уже подписали ряд соглашений о добыче и транспортировке газа, найденного под их территориальными водами.
А вот с Турцией соглашений не заключали, и теперь Греция абсолютно несправедливо пользуется расположением ее небольших островов у ее суверенных территорий, например Кастелоризо, чтобы оправдать расширение своей исключительной экономической зоны в ущерб турецкой.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать