• пятница, 29 Марта, 09:19
  • Baku Баку 5°C

Когда военные не докладывают

29 января 2020 | 12:32
Когда военные не докладывают

КОММЕНТАРИЙ
О том, кем является президент Ирана в системе местной исполнительной власти, свидетельствует факт игнорирования его персоны военными подразделениями.
Так, популярное издание The New York Times сообщило, что командование Корпуса стражей исламской революции (КСИР) после недавнего крушения украинского самолета Boeing 737-800 рейса PS752 сразу же проинформировало о своей причастности верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Однако президент Хасан Роухани не знал об этом до последнего, хотя его помощники и пытались получить информацию от военных.
Только для избранных
Командование Корпуса стражей исламской революции через несколько минут после крушения самолета «Международных авиалиний Украины» знало, что его сбил офицер КСИР, однако пыталось скрыть эту информацию и от парламента, и даже от президента. Ясное дело, что командующий Военно-космическими войсками Амир Али Хаджизаде стал первым высокопоставленным военным, который узнал о сбитом самолете.
Однако он, вместо того чтобы оповестить правительство, создал секретный следственный комитет, состоящий из аэрокосмических сил гвардии, представителей противовоздушной обороны, разведки и киберэкспертов. При этом офицеры, непосредственно участвовавшие в стрельбе, под страхом уголовного преследования тут же были изолированы и получили приказ ни с кем не разговаривать.
И только после того, как комитет пришел к выводу, что самолет был сбит из-за человеческой ошибки, военные проинформировали духовного лидера Ирана Али Хаменеи, при этом опять же президенту ничего не сообщили.
В то же время командование КСИР дискутировало о том, не сохранять ли данные о причине крушения летательного аппарата в тайне вплоть до расшифровки «черных ящиков» самолета. Растянувшийся на месяцы процесс помог бы Ирану выиграть время на нейтрализацию негативных политических последствий авиакатастрофы. Мотивация их действий была следующей – процесс может занять месяцы, за которые можно выиграть время у следствия и предотвратить возможную в связи с трагедией волну антиправительственных протестов в Иране.
В это время Хасан Роухани несколько раз пытался дозвониться до командования Корпуса стражей исламской революции, но ему не отвечали.
«Правительство тоже звонило вооруженным силам напрямую, спрашивая, что произошло, но ответ на все вопросы был один: ни одной ракеты запущено не было», - рассказал спикер правительства Ирана Али Рабии.
Пока иранские власти отрицали причастность к крушению самолета, Роухани тщетно десятки раз пытался дозвониться до военных, однако они не отвечали, и лишь три дня спустя средней руки офицеры доложили его помощникам о реальной ситуации. По данным издания, Роухани «пришел в ярость» и потребовал немедленно официально признать трагическую ошибку, что и было сделано.
Самолет, как было указано в сообщении, приблизился к одному из важных объектов иранского Корпуса стражей исламской революции, а фатальная реакция последовала потому, что гражданский летательный аппарат «по форме и высоте полета напоминал вражеский объект». Как пишет издание со ссылкой на источники, командование КСИР собиралось возложить вину за крушение на расчет ЗРК. Оператор и еще 10 человек были арестованы. Однако Роухани потребовал более широкого признания вины и призвал расследовать вину командования КСИР.
Национальная специфика
The New York Times напоминает, что среди пассажиров самолета были известные иранцы: выдающиеся ученые и врачи, выпускники элитных университетов, а также шесть золотых и серебряных медалистов международных олимпиад по физике и математике. Но это все сторонние причины. А какова глубинная причина катастрофы?
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, командование КСИР напрямую подчинено верховному духовному лидеру, а потому вовсе не обязано докладывать Роухани:
- В прочих странах кажется невероятным, что военные не считают нужным докладывать президенту. Однако следует понимать, что в Иране главой государства, который определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику, и верховным главнокомандующим вооруженными силами является не президент, а высший руководитель (рахбаре моаззам), духовный лидер, которым в настоящее время является Али Хаменеи. Именно он назначает руководителей силовых ведомств.
По Конституции Ирана президент является главой исполнительной власти и вторым после рахбара лицом в стране. Президент назначает Кабинет министров и руководит его работой, то есть фактически выполняет функции премьер-министра времен доисламской революции - позднее этот пост был упразднен. Но ему неподконтрольны вооруженные силы. Правда, министр обороны назначается президентом, но только по согласованию с рахбаром. То есть по сути дела президент в Иране - всего лишь «технический» премьер-министр.
К тому же КСИР, который предназначен для защиты исламской революции Ирана и ее завоеваний, отделен от регулярной армии и подчиняется только Али Хаменеи. Поэтому командование этой структуры не было обязано докладывать Роухани.
Кроме того, есть моральный аспект проблемы - в 1983 году советский летчик намеренно сбил корейский гражданский самолет, в 1988 году американец хладнокровно сбил иранский самолет с пассажирами на борту, и в обоих случаях им вручили медали. Иранцы же посадили в тюрьму офицера, по ошибке сбившего украинский Boeing 737-800, с испуга приняв его за вражеский объект…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать