• пятница, 19 Апреля, 12:33
  • Baku Баку 25°C

Христианская нетерпимость

29 января 2020 | 17:28
Христианская нетерпимость

ВЗГЛЯД
Похоже, христианство отныне не является одной из важнейших составляющих армянской национальной идентичности.
Как иначе объяснить тот факт, что сообщение от 21 января пресс-канцелярии первопрестольного святого Эчмиадзина о состоявшемся под председательством католикоса всех армян Гарегина II собрании епископов и епархиальных лидеров не удостоилось внимания ни общественности, ни СМИ?! Между тем сообщение таит в себе весьма серьезную информацию, свидетельствующую о том, что нападки на армянскую церковь, имевшие место летом 2018 года с благословления новых властей, не прекратились, они просто обрели иную форму.
Напомним, что в июне-июле 2018 года активисты новосозданного движения «Новая Армения, новый патриарх» начали акции с требованием отречения от сана католикоса всех армян Гарегина II.
Дискриминация армянской церкви?
Дело в том, что Армения готовится представить в Совете по правам человека ООН национальный доклад третьего периода о Всеобщем периодическом мониторинге (ВПМ). Эта процедура создает возможность каждой стране представить свои шаги по улучшению ситуации с правами человека и реализацию международных обязательств в этой сфере. Кроме национального доклада в рамках процедуры ВПМ представляются еще два доклада, которые основаны на предложениях, представленных стране общественными организациями и международными мониторинговыми органами, работающими в сфере прав человека, в частности, договорными органами ООН и специальными процедурами.
В Армении этой общественной организацией стала «Группа организаций гражданского общества», которая подготовила доклад о деятельности ААЦ. Как считают адепты армянской церкви, «доклад нацелен на дискредитацию армянской церкви путем утверждений о дискриминации в стране иных религиозных организаций». Самое интересное, что этот доклад будет представлен на самым высоком международном уровне -в Совет по правам человека ООН.
Из оценок же епископского собрания можно предположить, что доклад также направлен на «принижение роли, миссии и разжигание ненависти к самому институту армянской церкви». А это, по мнению адептов ААЦ, крайне тревожное и опасное явление- даже более опасное, нежели открытые нападки на армянскую церковь полуторагодовой давности.
Между тем в докладе, подготовленном несколькими общественными организациями, выступающими под названием «Группа организаций гражданского общества», в преддверии 35-го заседания Всеобщего периодического мониторинга Совета по правам человека ООН нашел место ряд проблемных оценок и наблюдений. Впрочем, пресс-канцелярия первопрестольного святого Эчмиадзина считает абсолютно неприемлемым «неправильное и искаженное представление роли и миссии армянской церкви, нашедшее место в этом докладе, что само по себе является проявлением дискриминации и ненависти к армянской церкви и ее последователям, являющимся подавляющим большинством народа».
Дело в том, что «особый статус»армянской апостольской церкви в принципе ведет к дискриминационному отношению к остальным религиозным организациям. К тому же события лета 2018 года продемонстрировали недовольство граждан деятелями ААЦ на фоне недостойного сану поведения священнослужителей, жирующих на бедственном положении простого люда. Именно поэтому институт армянской церкви -некогда сакральный для армянского народа, отныне утратил свое значение.
Неизбежный процесс
Армянская церковь никак не может забыть то время, когда она, в силу своей крайней политизированности, диктовала всем и вся, и никто не смел даже возразить князьям от церкви, устанавливающим новую повестку дня. Однако ничто не вечно под этим солнцем, и новое поколение армянских чиновников выражает откровенно антиклерикальную позицию. ААЦ же не может смириться с установившейся реальностью, в силу чего ей действительно приходится туго. Причем конфликт церкви с властью носит не межрелигиозный, а секулярный характер, сие означает, что проигравшей будет именно религия.
Впрочем, репутацию ААЦ серьезно подмочили сами ее служители, то и дело попадающие в некрасивые истории. Например, главу араратской епархии Навасарда Кчояна уличили в бизнес-партнерстве с владельцем оффшорной компании Ашота Сукиасяна, занимавшегося добычей алмазов в Африке. Кчоян ведет роскошный образ жизни и имеет тесные связи с бывшими властями Армении. Его даже арестовывали за приобретение оружия. Но даже он ни в какое сравнение не идет с главой ААЦ Гарегином II, прозванным в народе долларовым миллионером, периодически демонстрирующим нищим собратьям свои несметные богатства. Он отнюдь не отличается добропорядочностью, о чем свидетельствуют упорные слухи о его внебрачных детях. Разве может такое «лицо» армянской церкви не отдалять паству от священников, которые буквально перестают ассоциироваться с христианством?
Христианин, но неверующий
Весной 2017 года Pew Research Center опубликовал исследование об отношении к религии в странах Восточной Европы. Армения тогда показала рекорд: 89% респондентов отнесли себя к адептам ААЦ. При этом атеисты, католики и мусульмане вместе взятые составили не более 3%.
Выяснилось, что ежедневно молятся только 45% населения, а хотя бы раз в неделю в церковь ходит менее 10%. Это при том, что в Армении с 1991 по 2017 год было построено около сотни храмов - в среднем по четыре в год.
Парадокс кроется и в заявлении депутата парламента Армении от правящего блока «Мой шаг» Овика Агазаряна, который в интервью одной из местных газет заявил, что он «христианин, но неверующий», и никогда не молился. Все это свидетельствует о том, что религия в Армении все больше превращается в традицию и некий обряд, в систему распознавания «своих». И армян, разделяющих позицию Агазаряна, становится все больше.
Между тем причина конфликта власти и церковных кругов кроется в нежелании ААЦ подстраиваться под новые реалии и шагать в ногу со временем. То есть ААЦ, вопреки здравому смыслу, продолжает претендовать на статус государства в государстве, что и провоцирует непонимание.
Духовенство в своей упертости допускает один промах за другим, то сомневаясь в компетентности министра здравоохранения из-за его религиозных взглядов, то пугая прихожан риском загубить душу, слушая современную музыку. А празднующую Хеллоуин молодежь церковь и вовсе обвиняет в приобщении к сатанизму и «служении силам тьмы». Не говоря уже о роли ААЦ в разжигании межнациональной розни, приведшей к карабахскому конфликту. Именно армянская церковь стояла у истоков армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, всячески, в том числе и материально, организовывая, поощряя и благословляя своих адептов на убийства и кровопролитие во имя мифической «великой Армении».
Поэтому неудивительно, что сегодня она, утратив былое значение и роль в общественно-политической жизни страны, никак не может смириться с нынешним своим унижением. А ведь придется.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать