• четверг, 28 Марта, 17:30
  • Baku Баку 16°C

Occupied Elsewhere: Шаффер и Корнелл подготовили отчет об оккупации Нагорного Карабаха и двойных стандартах

30 января 2020 | 18:58
Occupied Elsewhere: Шаффер и Корнелл подготовили отчет об оккупации Нагорного Карабаха и двойных стандартах
Избирательный подход мирового сообщества к правовой оценке затяжных конфликтов, выстраиванию торговых отношений и путей взаимодействия с вовлеченными в конфликты странами – тема нового исследования Фонда защиты демократий (Foundation for Defense of Democracies).
Авторы исследования – известные политические аналитики Сванте Корнелл и Бренда Шаффер – рассматривают этот вопрос на примере нескольких давних территориальных конфликтов на Евразийском пространстве, Ближнем Востоке и в Африке.
Среди них – армяно-азербайджанский нагорно-карабахский и палестино-израильский конфликты.
«Проблема не только в том, что ООН, США, Евросоюз, частные корпорации и НПО действуют крайне непоследовательно, - говорится в докладе. - Дело в том, что их политика избирательна и часто выявляет предубеждения, которые подчеркивают более глубокие проблемы в международной системе».
Например, Евросоюз требует, чтобы товары, произведенные на израильских поселениях на Западном берегу и ввозимые на территорию ЕС, помечались не как «продукт Израиля», а как «произведенные на оккупированной территории».
Однако аналогичная политика не применяется в отношении товаров из других оккупированных зон, в том числе из Нагорного Карабаха, который и Евросоюз, и США признают частью Азербайджанской Республики. Тем не менее товары из Карабаха свободно поступают на западный рынок с пометкой «продукт Армении».
Также регион Западной Сахары, оккупированный Марокко, является частью соглашения о свободной торговле между Марокко и ЕС. Не регулируется и торговля ЕС с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.
Авторы доклада отмечают, что территориальные конфликты существовали на протяжении всей истории человечества, однако создание Организации Объединенных Наций, основными принципами которой являются неприкосновенность границ и недопустимость применения силы для их изменения, привело к распространению затяжных конфликтов.
«ООН не допускает признания территориальных претензий государств, однако по-прежнему в значительной степени не способна повлиять на статус-кво, оставляя многие территории в долговременной сумеречной зоне», - пишут Сванте Корнелл и Бренда Шаффер.
В докладе отмечается рост популярности использования оккупационными силами прокси-режимов для удержания контроля над территорией. Связано это, по-видимому, с тем, что страны, признающие свою непосредственную роль в территориальном споре, как правило, сталкиваются с большим внешним давлением, чем те, которые ведут прокси-войны.
Согласно классическому определению, прокси-конфликт – это опосредованный международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране. Проще говоря, геополитические противники «схлестываются» между собой на территории третьих стран, чужими руками.
Такая система, как отмечают авторы доклада, применяется, в частности, в приднестровском и нагорно-карабахском конфликтах.
Значительная часть исследования Сванте Корнелла и Бренды Шаффер посвящена поселенческой политике на оккупированной территории, ее различным вариациям и восприятию в мире.
Не секрет, что наибольшей критике в мире за свою поселенческую политику на Западном берегу подвергается Израиль.
Однако международное сообщество в лице США и Евросоюза весьма снисходительно относится к Армении, которая во время нагорно-карабахской войны полностью изгнала азербайджанское население с оккупированных территорий. С той же снисходительностью воспринимается и поселенческая политика правительства Марокко, для защиты своей поселенческой политики в Западной Сахаре выстроившего систему оборонительных сооружений в виде стены в 2700 км.
Как отмечает авторы, исключительное давление на Израиль в этом вопросе на фоне игнорирования поселенческой политики других стран тем любопытнее, что на Западном берегу люди заселяются в новые построенные специально для них дома, тогда как в других зонах конфликтов, включая Нагорный Карабах, поселенцы получают доступ к домам прежних жильцов, изгнанных оттуда.
На многочисленных туристических сайтах по аренде жилья можно встретить объявления нынешних владельцев. Так же свободно международные сайты туристических услуг предлагают жилье и в других конфликтных зонах – Абхазии, Южной Осетии и т.д.
Затяжные конфликты, как отмечают авторы исследования, и впредь будут создавать политические проблемы для правительств, международных организаций и частного сектора. В современном мире «сражения», как правило, происходят в плоскости дипломатии и торговли, в средствах массовой информации и на международных форумах.
Авторы предлагают восемь рекомендаций по изменению ситуации:
1. Разработать справедливые и единые политические принципы в отношении различных конфликтных зон, а также создать профессиональное поле, которое поможет частному бизнесу разобраться в ситуации, принимать осознанные решения, осознавая их последствия.
2. Прокси-режимы не должны рассматриваться как суверенные акторы, поскольку они не способствуют урегулированию конфликтов ввиду отсутствия доверия и вдвойне пагубны с точки зрения безопасности, поскольку некого призвать к ответственности.
3. Соединенным Штатам следует активизировать усилия по уклонению прокси-режимов от экономических санкций, что зачастую случается с санкционными товарами из России и Ирана, а также из некоторых оккупированных территорий.
4. Международному сообществу необходимо разработать последовательную политику в отношении права беженцев на возвращение в свои дома или в дома предков. Несоответствие создает основу для правовых и политических баталий.
5. Необходимо согласовать единые требования к предъявлению информации о происхождении товаров: сертификат о происхождении должны требовать ко всем товарам без исключения из всех конфликтных зон.
6. Евросоюзу следует проследить, как используются финансовые средства, выделенные для размещения сирийских беженцев, проследив за тем, чтобы европейская финансовая помощь не использовалась для расселения армянских беженцев из Сирии на оккупированных территориях Нагорного Карабаха.
7. От ООН необходимо требовать последовательности в принятии мер, как минимум, в рамках собственных структур. В частности, есть потребность в единой базе данных о частных компаниях, работающих на оккупированных территориях, и выработке к ним единых требований.
8. Американский Конгресс должен провести оценку своей политики финансовой поддержки зон конфликтов, чтобы исключить отмену поддержки для одних регионов и ее выделение другим.
1News.az
banner

Советуем почитать