• пятница, 29 Марта, 01:04
  • Baku Баку 7°C

Беспрецедентный марафон

31 января 2020 | 15:41
Беспрецедентный марафон

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Двухраундовые переговоры в Женеве глав МИД Азербайджана и Армении самые длинные за последние годы. Встреча в общей сложности продлилась 11 часов, удивив даже не настроенных скептически экспертов.
Переговоры министров иностранных дел, прошедшие с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представительства действующего председателя ОБСЕ, были самыми интенсивными за последние годы. При этом стороны провели всесторонние переговоры по представленной сопредседателями повестке дня.
Обсуждение, согласно совместному заявлению сторон и сопредседателей, коснулось в основном, вопросов претворения в жизнь гуманитарных обменов для подготовки народов обеих стран к миру. Переговоры велись на основе принципов Хельсинкского Заключительного акта, то есть в правовой плоскости. В итоге стороны договорились об интенсификации процесса урегулирования конфликта и о новой встрече в ближайшем будущем.
Не повод рассчитывать на прорыв?
Даже скупые на первый взгляд формулировки совместного заявления сторон и переговорщиков содержат в себе пути интересного развития в нагорно-карабахском переговорном процессе.
В армянских экспертных кругах уже начинают делать предварительные выводы об итогах этих переговоров. Оценки разнятся. Одни считают, что продолжительная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Женеве - еще не повод рассчитывать на какой-то прорыв в переговорах по Карабаху, обусловливая такую интенсивность тем, что стороны до мелочей обсуждают каждую деталь, мол, это и конкретизация основополагающих принципов урегулирования, проблемы их идентификации, это и вопрос возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров, и укрепление режима перемирия, и расширение полномочий офиса личного представителя действующего главы ОБСЕ...
Отмечая довольно сдержанный тон официальных заявлений, армянские эксперты констатируют, что нельзя не заметить стремления сторон не навредить переговорному процессу. Отсюда предположение, что в Женеве армянская сторона подняла вопрос сохранения принципа согласованности заявлений.
Другие, например, ведущий аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян, считают, что в Женеве состоялись содержательные переговоры вокруг политического урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, обсуждался широкий круг вопросов. «Самые ключевые из них - создание зон совместного проживания армян и азербайджанцев, вопрос Шуши, а также интенсификация содержательных переговоров. Именно в этом контексте параллельно встрече в Женеве посол США Ли Литценберг по собственной инициативе встретился с главой «азербайджанской общины Нагорного Карабаха Туралом Гянджалиевым», - подчеркивает Шахназарян.
К чему готовят Нагорный Карабах
Переговоры в Женеве на уровне глав МИД Азербайджана и Армении по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, как обычно, проходили в режиме повышенной секретности. О чем конкретно говорили министры на протяжении почти 11 часов, что обсуждали, переговорщики обходят общими словами и расплывчатыми оценками.
При этом предыдущая встреча министров, состоявшаяся 4 декабря 2019 года в Братиславе, считается провальной, поскольку главой МИД России Сергеем Лавровым анонсировалось принятие пятистороннего заявления по вопросам урегулирования в Нагорном Карабахе. Стало быть, такой документ существовал, однако он не был принят. Мало того, вопреки прогнозам российских экспертов, переговоры в Братиславе были «жесткими», поскольку стороны обозначили противоречия практически по всем пунктам повестки дня. Именно поэтому на сей раз прогнозы были более чем пессимистичными.
Однако, если исходить из заявления пресс-секретаря МИД Азербайджана Лейлы Абдуллаевой о том, что нынешние переговоры были «самыми интенсивными за последние годы», и они «шли по представленной сопредседателями МГ ОБСЕ повестке», получается, что конфликтующие стороны имеют на столе проект определенного решения, вокруг которого ведется ожесточенная предметная дискуссия.
Баку и Ереван уже многие годы базовой основой переговорного процесса считают Мадридские принципы, которые в пух и прах в самый канун переговоров разбил Пашинян, объявив их «политическим наследием Саргсяна». Возникает вопрос: по каким же критериям тогда ведутся переговоры?
Так вот, как считает российское аналитическое поле, Пашинян, пользуясь тем, что обсуждение условий урегулирования карабахского конфликта проходит в условиях конфиденциальности между лидерами и дипломатами двух стран, «пытается обеспечить каким-то действиям информационно-политическое прикрытие».
Для решения гуманитарных вопросов не нужно 11 часов
Весьма интересным в этой связи представляется комментарий американского эксперта Джошуа Кучера, который сказал буквально следующее: «Пашинян, возможно, пытается предвосхитить более глубокие переговоры, чтобы приблизиться к более конкретному решению впервые за последние тридцать лет».
Об определенных подвижках в реализации урегулирования карабахского конфликта стали говорить внешнеполитические ведомства и стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Однако для того, чтобы решать вопросы осуществления гуманитарных мер и мер безопасности, предложенных международными посредниками, не нужно было устраивать беспрецедентный дипломатический переговорный марафон.
На этом фоне некоторые российские эксперты стали утверждать, что задачей сторон являются отказ от Мадридских принципов усилиями армянской общественности и возобновление краткосрочных боестолкновений с Азербайджаном, чтобы во всем потом обвинить Россию. Однако ни одна из сторон на подобную авантюру не пойдет.
Более всего армянских экспертов беспокоит процесс вовлечения в переговоры азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Причем с согласия армянского правительства и лично Никола Пашиняна. В этой связи армянские аналитики вспоминают, что в начале декабре Ованес Игитян - член фракции НС «Мой шаг» и многолетний сторонник Тер-Петросяна - заявил, что не видит проблемы в том, чтобы на переговорах «вместе с Алиевым был бы и какой-то член делегации, в том числе азербайджанской общины НК». Да и Зограб Мнацаканян несколько дней назад прямо назвал встречу в Женеве именно переговорами, то есть лопнул еще один миф армянских властей о том, что без Нагорного Карабаха они, дескать, переговоры проводить не будут. Двухдневный марафон - наглядное тому подтверждение, что шли именно переговоры, к тому же предметные.
Да и тот факт, что в тот же день, 29 января, главу азербайджанской общины Нагорного Карабаха по собственной инициативе принял посол США в Баку, на которой Гянджалиев передал послу основные желания и требования азербайджанской общины, в частности, «возвращение на свои территории, восстановление попранных прав, в том числе имущественных», вряд ли является простым совпадением. Если же сюда приплюсовать еще и аналогичную встречу 19 декабря 2019 года Турала Гянджалиева с французским послом, картина становится завершенной.
То есть речь действительно идет о создании «зон совместного проживания».
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать