• пятница, 29 Марта, 18:34
  • Baku Баку 14°C

Очевидно и непреложно

17 февраля 2020 | 15:49
Очевидно и непреложно

ВЗГЛЯД
Организаторы традиционной Мюнхенской конференции по безопасности, прибегнув к прямому диалогу руководителей Азербайджана и Армении, вызвали повышенное внимание к этой площадке глобальных СМИ и экспертов, а также показали всему миру их разницу в подходах к решению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Так, Президент Азербайджана Ильхам Алиев благодаря основательности позиции и апелляции к фундаментальным принципам международного права, смотрелся гораздо предпочтительнее премьер-министра Армении Никола Пашиняна, предпочитавшего обращаться к мифам.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров рассказал о собственных впечатлениях от увиденного:
- Дебаты на полях Мюнхенской конференции по безопасности показали очевидное, я бы даже сказал, многократное превосходство азербайджанского лидера. На его стороне были и дипломатический опыт, и эрудиция. Кроме того, успех главы нашего государства был предопределен еще и тем, что позиция Азербайджана полностью соответствует нормам международного права, тогда как позиция Армении является несостоятельной.
Получивший слово первым, Ильхам Алиев сразу обозначил свое преимущество. «Нагорный Карабах исторически является частью Азербайджана, и решение конфликта должно быть основано на уважении к территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государства и мирном сосуществовании азербайджанской и армянской общин в этом регионе. С этой целью должны быть освобождены все оккупированные территории и возвращены в свои дома насильственно перемещенные лица», - заявил Ильхам Алиев. И в подтверждение своих слов глава государства сделал экскурс в историю региона за последние тысячи лет, а также отметил, что на стороне Баку - международное право и резолюции Совета Безопасности ООН.
В ответ Никол Пашинян привел свои «исторические» аргументы. Затем, отметив, что «международное сообщество устало» от повторяющихся годами доводов сторон, он попытался выступить с «новацией».
«Невозможно решить 30-летний конфликт за один-два шага», - сказал он и предложил совершение «мини-революции». Одной из таких «мини-революций», по его мнению, является тезис о том, что решение проблемы должно устраивать все три стороны: Армению, Нагорный Карабах и Азербайджан. «Революцией», надо полагать, является появление в этом списке Азербайджана, что раньше не предусматривалось. То есть, по сути дела, он предложил поэтапное решение проблемы, однако при этом настаивал на том, чтобы формат переговоров был изменен и к ним была подключена армянская община Нагорного Карабаха. При этом необходимо отметить такой важный момент: Пашинян, также как и его предшественник Серж Саргсян, все время пытался убеждать, что предметом переговоров является «независимость» самопровозглашенного образования. Хотя еще с 1998 года общенациональный лидер Гейдар Алиев и экс-президент Армении Роберт Кочарян пришли к соглашению вести переговоры между Баку и Ереваном напрямую, исключив из процесса армян региона.
Президент Ильхам Алиев не возражал против поэтапного решения, но сразу же дал понять, что видит формат урегулирования неизменным. При этом он подчеркнул, что статус Нагорного Карабаха может быть определен исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, да и то при условии, что Армения прекратит финансировать Нагорный Карабах и выведет оттуда свои войска.
Что касается понятия «самоопределения», глава Азербайджанского государства доступно для Еревана и армян заявил, что они еще в 1918 году использовали это право на землях наших предков. «Армянский народ самоопределился, у него есть армянское государство. Мой совет - найти другое место на земле для самоопределения второй раз, но только не в Азербайджане», - подчеркнул Президент Ильхам Алиев, сказав, что права армян Нагорного Карабаха будут такими же, как и права всех граждан Азербайджана.
Армянский премьер беспомощно пытался парировать обвинение в оккупации тем, что на этих землях нет войск Армении, а лишь местные силы самообороны и «добровольцы».
Здесь стоит обратить внимание на то обстоятельство, что многие СМИ, затрагивая переговорный процесс, говорят о сепаратизме армян Нагорного Карабаха. Однако на самом деле речь здесь идет о ирредентизме (от итал. irredento - «неискупленный», «неосвобожденный») - политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации, этноса в рамках единого государства. Природа всех этих конфликтов: карабахского, приднестровского, крымского, а также конфликта Украины с так называемыми «ЛНР» и «ДНР», практически одинакова. То есть если эти образования в нынешнем виде станут официально частью Армении или России, это уже не сепаратизм, а ирредентизм. И действия страны-агрессора в данном случае являются не чем иным, как оккупацией. Поэтому Президент Азербайджана использовал в ходе дебатов термин «оккупированные территории».
О том, насколько был успешен на мюнхенских дебатах Пашинян, можно судить по реакции армянской общественности. По сути дела, он своим выступлением дал пищу критикам, а те не преминули возможностью обрушиться на него, охарактеризовав эту дискуссию как «избиение младенца». Однако это не значит, что активисты страны-агрессора придерживаются объективного взгляда на происходящие процессы - просто им обидно, что их премьер, за партию которого они голосовали почти два года назад, в прямом эфире выглядел профаном и в истории, и в дипломатии, не говоря о политике…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать