• четверг, 28 Марта, 19:15
  • Baku Баку 13°C

Шесть противоречий премьера,

19 февраля 2020 | 16:33
Шесть противоречий премьера,

ВЗГЛЯД
Публичные и шумные дебаты в Мюнхене в последние дни стали предметом обсуждения как в армянском обществе, так и в их диаспоре. При этом оценки выступления премьер-министра Никола Пашиняна варьировались, начиная с «сокрушительной победы» и заканчивая «сокрушительным поражением».
Не было недостатка и в разного рода советах и рекомендациях, что еще должен был сказать и чего не должен был говорить премьер-министр Армении. Это резко отличается от оценок нашей общественности, в вопросе нагорно-карабахского конфликта придерживающейся единой с руководством страны позиции, что априори не может не раздражать разделенный сразу на несколько лагерей армянский политический дискурс.
И этот фактор тоже играет нам на руку, так как наиболее благоразумная часть общества страны-агрессора пусть даже опосредованно, все же поддерживает мирные инициативы официального Баку.
Два важных эпизода
Начнем с того, что мюнхенское действо завершилось двумя важными эпизодами. Первый - когда в конце дебатов российская журналистка издания «Коммерсантъ» озвучила конструктивный вопрос, касающийся промежуточного решения, а «вопрос статуса оставить на будущее», решив на данный момент проблему территорий и беженцев. Президент Азербайджана моментально отреагировал и сказал, что вопрос нужно решать поэтапно. «Мы пока еще не готовы к вопросу статуса, пока не будет решен вопрос территорий, пока они не будут вновь заселены, пока отношения с Арменией не будут нормализованы», - заявил глава государства.
Пашинян же попросту эту тему обошел, обосновав тем, что «для вас территория, для нас же это безопасность, и уступать ее нет ни у кого даже в мыслях». Однако таким образом он отвергает не столько лежащие на столе Мадридские принципы, сколько российский план урегулирования конфликта, явным образом дрейфуя в сторону Запада и демонстрируя отсутствие базовой стратегии.
Второй эпизод произошел уже поздно ночью, когда Никол Пашинян «по свежим следам» представил шесть тезисов и озаглавил их «мюнхенскими принципами», которые армянская сторона считает весьма важными, поскольку эти принципы, мол, впредь станут основой совместных с представителями сепаратистского образования позиций. Однако это однозначно не было спонтанным явлением, как представляет армянская сторона, ибо весь ход мюнхенских дебатов свидетельствует о том, что эти «тезисы» были домашней заготовкой истинных хозяев армянского премьера.
Неизменность взаимоисключающих подходов
Вряд ли мировая общественность возлагала надежды на то, что публичная дискуссия лидеров Армении и Азербайджана либо их встреча «за закрытыми дверями» могли привести к ощутимому продвижению в карабахском урегулировании. Интерес представляло другое: в какой мере изменились позиции глав двух государств по карабахской проблеме? В итоге можно с полной уверенностью констатировать, что Президент Ильхам Алиев в очередной раз публично зафиксировал неизменность следованию принципам международного права, а его визави предпочел придерживаться исключительно противного подхода.
Глава нашего государства озвучил фундаментальную трактовку конфликта, решение которого базируется на территориальной целостности Азербайджана и поэтапном урегулировании. В отличие от него премьер-министр Армении решил стать мастером оригинального жанра, заявив, что видит свою задачу в том, чтобы привнести в переговорный процесс «новые идеи микрореволюций», в целом подчеркнув, что позиции официального Еревана остались прежними. При этом он вновь употребил не совсем понятную формулировку о том, что любое урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемым «для народа Армении, населения Карабаха и азербайджанского народа».
Судя по приведенным Пашиняном примерам «микрореволюций», то есть взаимный обмен поездками журналистов и т.п., он обозначает этим термином меры по смягчению напряженности и уменьшению степени враждебности армянского и азербайджанского обществ. Впрочем, этим заявлением Пашинян Америку не открыл, так как многие эксперты уже давно говорят о необходимости проведения сторонами конфликта подобного рода деятельности, которая со временем может создать необходимую общественную основу для взаимоприемлемого компромисса.
По мнению наблюдателей, в ходе своих выступлений в Мюнхене главы Азербайджана и Армении явно стремились учитывать не только особенности своей международной трибуны, но и внутриполитическую конъюнктуру, поэтому закономерно, что они стремились продемонстрировать жесткость и бескомпромиссность собственной позиции.
Между тем в опубликованных Пашиняном на следующий день после дебатов на своей странице в Facebook «мюнхенских принципах» нет ни слова «о праве народа Республики Арцах на самоопределение», не говорится о том, что «Арцах - состоявшееся государство» и многое другое, за что в Армении он подвергается настоящему остракизму. При этом армянское общество не понимает, что Пашинян не мог подобное заявлять на международной арене, поскольку сама Армения никак не признала сепаратистское образование на оккупированных ею азербайджанских землях.
Неужели позиции изменились?
В Армении продолжают под микроскопом изучать «мюнхенские тезисы» Пашиняна, заявляя при этом, что они свидетельствуют об изменении позиции армянской дипломатии. Между тем это всего лишь закамуфлированное изложение угодного Армении «пакетного» решения конфликта, когда одновременно решались проблема независимого статуса «НКР» и возврата под контроль Баку прилегающих к ней территорий.
Пашинян действительно не упоминает «о праве народа Карабаха на самоопределение», поскольку он хочет засадить за стол переговоров сепаратистов, обосновывая свои выкладки тем, что «без ее полноценного участия в переговорном процессе урегулировать конфликт невозможно».
Такого же мнения придерживается руководитель института Кавказ, политолог Александр Искандарян, заявивший на пресс-конференции в Ереване, что карабахский конфликт не будет урегулирован до тех пор, пока «Арцах» не окажется за переговорным столом. Он напомнил, что попытка решить конфликт без участия «НКР» в 1998 году привела к отставке президента Армении Левона Тер-Петросяна.
Коснувшись дискуссии между премьером Армении Николом Пашиняном и Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, Искандарян отметил, что фактически в ходе диалога не было сказано ничего нового, и стороны, по сути, высказали друг другу то, о чем уже не раз говорили. Вместе с тем он признал, что на столе переговоров лежит ни что иное, как Мадридское соглашение, и именно на его основе договариваются стороны, а стало быть, мюнхенские фантазии премьер-министра никак не могут не то что похоронить, но даже повлиять на дух Мадридских принципов и являются очередной данью популизму. Впрочем, ничего другого международная общественность от него и не ожидала…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать