• пятница, 29 Марта, 08:44
  • Baku Баку 5°C

Ставки высоки, как никогда

22 февраля 2020 | 10:34
Ставки высоки, как никогда

СИТУАЦИЯ
Вчерашние парламентские выборы в Иране уже вошли в историю как самые не конкурентные, так как большинство противников антизападного курса были отсеяны Советом стражей конституции, а это значит, что консерваторы займут две трети мест в местном Меджлисе.
Между тем прошел всего 41 год со времени исламской революции, а главный показатель поддержки политического курса, проводимого шиитской руководящей верхушкой, уже обрушился. Разумеется, выборы в стране, где идеологическая целесообразность стоит выше законности, по определению не могут считаться абсолютно честными и свободными, так как проходят под «чутким руководством» верховного аятоллы и тех, кто призван заранее отфильтровать кандидатов. Тем не менее, они всегда были барометром народной поддержки и участия общества.
В ожидании легитимности
Сегодня легитимизация, как никогда, важна для муллократии, а потому месяца три как вокруг явки избирателей разворачивается главная интрига этих выборов - ведь за всю историю существования Исламской Республики явка никогда не опускалась ниже отметки в 50%. Это некий символический минимум для властей. Сейчас же ситуация такова, что из-за поступательного ухудшения экономической ситуации в стране, американских санкций, затрат на поддержку режима Башара Асада в Сирии, как следствие, резко были повышены в ноябре цены на бензин. После этого последовала резкая вспышка насилия над протестующими со стороны Корпуса стражей исламской революции и подконтрольного ему ополчения «Басидж» (по разным данным, были убиты до полутора тысяч человек, массы людей оказались за решеткой). А если к этому добавить уничтожение американцами генерала Гасыма Сулеймани в пригороде, показавшее реальное военно-техническое превосходство заокеанской державы, и приплюсовать сбитый украинский «Боинг», когда иранские власти отказались в течение трех дней взять на себя ответственность, то разочарование населения можно понять.
И самое главное, как отмечалось выше, многие кандидаты не были допущены к выборам - Совет стражей отсеял 90% настроенных на эволюцию сознания кандидатов, не допустив до выборов более половины из 14 тыс. соискателей. Кроме того, были отстранены от гонки 90 из 247 действующих депутатов парламента, которые поддерживали президента Хасана Роухани. В итоге люди лишились последних иллюзий и были разозлены. Власти потеряли доверие большинства граждан.
Это подтверждают данные социологических опросов. Так, глава Центра социальных исследований Тегеранского университета Ахмед Надири сообщил, что 93% жителей Тегерана не удовлетворены государственной администрацией и 76% не собираются идти на выборы. В результатах опроса, опубликованных в аккаунте Telegram иранского государственного телевидения, было отмечено, что примерно 80% населения не пойдут на выборы.
На избирательную активность может оказать влияние и завеса тайны вокруг китайского коронавируса - ранее минздрав объявил, что болезнь обнаружена у двоих жителей города Кум, через пару часов они скончались, а еще через некоторое время «на пустом месте» умерли еще двое. Так что люди будут избегать избирательных участков, чтобы не заразиться опасной болезнью.
Тем более, что власти не спешат сообщать информацию о зараженных, чтобы участие в выборах не уменьшилось. Только в некоторых сельских районах уровень голосования будет относительно высоким и в целом несколько повысит избирательную активность в стране. Однако возможное низкое участие в крупных городах может привести к обострению дискуссий о режиме. Между тем оппоненты режима за пределами Ирана призывают бойкотировать выборы.
Грядет реакция
Если сублимировать констатацию фактов, получится, что, если вдруг наступят времена клерикальной реакции, ее запросто можно будет записать «в актив» президента США Дональда Трампа, который и санкции усилил в отношении Ирана, и отдал приказ об уничтожении Сулеймани, пользовавшегося популярностью у многих шиитов, напомнив иранцам о чувстве национального единства.
Поэтому победа ультраконсерваторов на этих выборах предрешена. Скорее всего, они победят и на президентских выборах, которые состоятся в следующем году. Реформисты будут разгромлены и не смогут оправиться в течение ближайших десяти лет. И если ничего экстренного не произойдет, они попытаются еще более расширить права и возможности КСИР, чтобы превратить их в доминирующую силу в Иране и тем самым обеспечить им ведущую роль в процессе транзита власти.
А это прямой путь конфронтации с Западом и США, а затем полный дрейф в сторону России и Китая, что, в свою очередь, повлияет и на ситуацию в регионе.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспиiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, события в соседней стране вызывают удивление:
- Парламентские выборы проходят в очень сложных условиях, к которым примешан смертоносный вирус, распространившийся в Китае, но внезапно поразивший и Иран, что интересно, так как никто из зараженных иранских граждан не имел контактов с китайцами.
Что касается выборов - хотя все политические силы в Иране демонстрируют единство в борьбе против Америки, консерваторы и так называемые реформисты преследуют разные цели. Окружение Али Хаменеи, высшего религиозного лидера, пытается завоевать как можно больше голосов на выборах под лозунгом «Смерть большому сатане». Реформисты же, в лице президента Хасана Роухани, напротив, пытаются добиться прихода своих сторонников на выборы во имя борьбы с Америкой. С этим призывом Роухани обратился к народу неспроста.
На парламентских выборах 2016 года реформаторы укрепили свои позиции в парламенте благодаря активности избирателей. Тем не менее, опросы общественного мнения показывают, что только пятая часть избирателей Тегерана примет участие в выборах, а это на руку власти, которая запросто использует административный ресурс.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать