• четверг, 28 Марта, 13:32
  • Baku Баку 16°C

Почти по-свойски

07 марта 2020 | 10:30
Почти по-свойски

ПОЗИЦИЯ
Прекращение огня между воюющими сторонами в сирийской провинции Идлиб, вступившее в силу вчера в полночь, пока сохраняется. И это основное достижение шестичасовых переговоров между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом с его российским коллегой Владимиром Путиным в Москве.
С одной стороны, ни Кремль, ни Ак Сарай тут как бы ни при чем - потери в живой силе несли: правительственная армия, лояльная Башару Асаду, и местные повстанцы, которых Москва и Дамаск упорно называют террористами. С другой стороны, налицо фигура умолчания - частные военные компании русских вместе с шиитскими военизированными группировками, а по ту сторону фронта турецкие инструкторы плюс войска братской страны, обеспечивающие порядок в беспокойном приграничье.
Что даст передышка сторонам? Будет ли затишье фундаментальным или фрагментарным, разбирался корреспондент газеты «Каспiй».
С глазу на глаз
Интересно прежде всего вот что. Эрдоган хотел привлечь к разговору президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера ФРГ Ангелу Меркель, причем «квадролог» предполагался в Стамбуле, на что западный тандем дал принципиальное согласие. Но в Москве как раз ведется подготовка к плебисциту по Конституции, у Владимира Владимировича времени в обрез (буквально вчера он съездил в Иваново пощупать пульс общественного настроя). Понятно, что это не совсем так - просто Путину не было, что ответить на перекрестный огонь французов и немцев, да и следственная комиссия ООН буквально на днях опубликовала вердикт о том, что российская авиация наносила «слепые» удары по населенным пунктам. Кроме того, выгоднее устроить междусобойчик, без лишних глаз и ушей поговорить по душам с турецким «другом и братом», перетереть шероховатости, которых накопилось немало. Так, на совести армии Башара Асада, активно поддерживаемой Россией, гибель сотен тысяч мирных граждан, в частности, в Идлибе, который за истекшие с января два месяца покинули, по оценке ООН, около 950 тыс. человек. Кроме того, под ее ударом оказались и турецкие силы: 33 турецких военных погибли, на что Путин отреагировал вполне в своем духе - а мы о вас и не слышали, и это в эпоху тотального обмена информацией и спутникового слежения за спичечными коробками.
А потому не случайно, что во время переговоров были моменты, когда казалось, что соглашения не будет: прессе сообщили, что лидеры после встречи на пресс-конференцию не выйдут. Тем не менее, по оценке Путина, встреча завершилась позитивно. «Выражаю надежду на то, что эти договоренности послужат хорошей основой для прекращения боевых действий в зоне деэскалации и прекратят страдания мирного населения», - сказал он.
В свою очередь, Эрдоган подчеркнул, что Турция нацелена на выполнение пунктов резолюции 2254 Совбеза ООН, предполагающей политическое урегулирование и прекращение противостояния в Сирии - это он подтвердил и по возвращении в Анкару. «В случае, если стороны соглашения о перемирии в Идлибе будут неукоснительно соблюдать условия договоренностей, то можно будет заявлять о долгосрочной стабилизации ситуации. Мы готовы в любой момент пресечь попытки сторонников Башара Асада нарушить режим прекращения огня и не намерены менять места дислокации наблюдательных пунктов в зоне деэскалации. Все они останутся в тех же местах, что и сейчас, без изменений», - сказал турецкий лидер, при этом пригласив российского коллегу в Стамбул в связи со столетием установления дипломатических отношений.
Что в сухом остатке?
Анкара и Москва вроде выступают гарантами режима прекращения огня, подчеркивая уважение к независимости, целостности и единству Сирии, а также демонстрируя решимость противостоять всем группировкам, признанным ООН террористическими. Они согласны с недопустимостью ударов по мирному населению и гражданским объектам, а также с тем фактом, что сирийский конфликт не имеет военного пути решения. Главный камень преткновения - политическое разрешение сирийского конфликта возможно лишь с учетом позиции сирийского народа и в сфере резолюции 2254 СБ ООН. Но где этот народ? И еще один риторический вопрос: кто помешает Асаду, заинтересованному в напряженности между Анкарой и Москвой, устроить очередной обстрел позиций турецкой армии?
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспиiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, для Эрдогана важен был промежуточный реальный результат, независимо от места встречи, и он его добился, позволив коллеге сохранить лицо.
Есть еще такой момент - в совместном заявлении президентов говорится о том, что формат Астаны будет продолжен, то есть Россия и Турция решили не сталкивать с подножки экспресса Иран. Кроме того, вокруг стратегической дороги М-4, ведущей в Турцию, будет создан 6-километровый коридор безопасности - совместный патруль двух стран начнет работу через неделю.
Турция не хочет еще одного - дополнительного потока беженцев из Идлиба, но будет ли «сердобольный» Путин следовать принципу гуманизма, покажет ближайшее будущее. С другой стороны, России не нужна лишняя головная боль в отношениях со страной - кандидатом в стратегические партнеры.
Прохладные отношения с Западом из-за аннексии Крыма, санкции, оказывающие негативное влияние на экономику, охватившая мир эпидемия коронавируса, способствовавшая падению цен на нефть, «кормление» непризнанных территорий почти на всей европейской части постсоветского пространства поставили ее в непростое положение.
Путину придется учесть, что в случае обострения отношений с Эрдоганом тот сразу же закроет Босфор и Дарданеллы для российских военных кораблей. Русские самолеты закрыли небо Сирии для турок, но те, воспользовавшись сотнями беспилотников, уничтожили десятки танков Асада, бронетехнику и тысячи военнослужащих, то есть Турция всем показала, что способна уничтожить любую цель и без боевой авиации.
Как долго продлится перемирие? Вопрос актуальный, поскольку лидеры двух стран за последние годы не раз договаривались по Сирии и Идлибу, но каждый раз перемирие нарушалось.
Один из главных моментов - Россия ожидает, что турецкая армия полностью нейтрализует террористов из «Тахрир Аш-Шам», но это выше любых возможностей, так как все «романтики с большой дороги» из Евразии вместе с семьями сконцентрировались на небольшом пятачке земли. Боевиков там сотни тысяч, всего - около 4-х млн, причем большая часть - женщины и дети. Кроме того, это обученные бойцы и настолько сильны, что армия сирийского режима вытеснена к турецкой границе. Тщетно ждать, что они сдадутся. Они предпочтут сражаться до последнего, чем сдаться силам Асада.
Если они вновь запустят ракету на российскую военную базу, российские самолеты и силы Асада будут бомбить Идлиб, вновь погибнут мирные жители, и вновь Турция будет вынуждена вмешаться. Иначе говоря, судьба сделки Эрдогана и Путина зависит от того, как поведет себя «Тахрир Аш-Шам». Если она не будет соблюдать режим прекращения огня, то в регионе опять начнутся боевые действия и московское соглашение по Идлибу постигнет та же участь, что и предыдущие.
Присутствие террористов в Идлибе останется проблемой как для России, так и для Турции. Однако доминирование незаконной организации над 4-миллионным городом не может продолжаться долго. Эрдоган должен подготовить специальный план для решения этой проблемы. Один из вариантов заключается в том, что «Тахрир Аш-Шам» объявит о самороспуске, после чего часть боевиков присоединится к вооруженной сирийской оппозиции, а другие будут так или иначе выдавлены из города.
***
Как стало известно, после того, как неделю назад в результате авиаудара в Идлибе погибли 34 турецких военнослужащих, Россия начала стремительно наращивать военное присутствие в Сирии. За шесть дней Москва направила к берегам этой страны пять кораблей. Официально объявлено лишь о двух из них (фрегаты: «Адмирал Григорович» и «Адмирал Макаров», оснащенные ракетами «Калибр»). О прибытии десантных кораблей «Орск», «Новочеркасск» и «Цезарь Куников» российские СМИ по какой-то причине умолчали.
С 28 февраля на сирийские аэродромы приземлилось не менее пяти пассажирских и грузовых самолетов министерства обороны РФ, а за предшествовавшие этой дате 18 дней было совершено еще 12 военных авиарейсов.
Очевидно в преддверии встречи с Эрдоганом Путин решил продемонстрировать мощь и решительность. Однако в ответ турецкая сторона продолжила усиливать концентрацию своих войск в Идлибе и усилила эскорт российских судов (если обычно их сопровождал один катер береговой охраны, то теперь рядом с ними шли три сторожевых корабля, а в воздухе барражировал вертолет).
Эти детали также указывают на то, что в «идлибской истории» ставить точку слишком рано. Продолжение следует.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать