• вторник, 19 Марта, 15:35
  • Baku Баку 8°C

«Роснефть» уходит из Венесуэлы

01 апреля 2020 | 17:39
«Роснефть» уходит из Венесуэлы

СИТУАЦИЯ
Крупнейшая в мире компания-производитель нефти Публичное акционерное общество «НК «Роснефть» (российская нефтегазовая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государственному АО «Роснефтегаз») объявила 28 марта о прекращении работы в Венесуэле. Также она отказалась от тамошних активов, заключив соглашение c компанией на 100% принадлежащей правительству России, о продаже долей и прекращении своего участия во всех проектах в Венесуэле.
Таким образом, все «нажитое непосильным трудом», связанное с этой страной, будет продано, закрыто или ликвидировано, а после исполнения соглашения компания «Росзарубежнефть», учрежденная Росимуществом 28 марта будет, в частности, заниматься добычей и транспортировкой нефти и попутного газа.
Немного о раскладе
До этой сделки у государственного «Роснефтегаза» было 50,01% акций «Роснефти», у BP - 19,75%, у катарского фонда QH Oil Investments - 18,93%, у швейцарского трейдера Glencore - 0,57%, остальные акции торговались на бирже. Сама «Роснефть» пока владеет долями в пяти совместных предприятиях с венесуэльской государственной компанией PDVSA по геологоразведке и добыче нефти на шельфе и суше, в латиноамериканской стране у нее также есть газоразведочный проект на месторождениях Патао, Мехильонес и Рио Карибе с геологическими запасами 180 млрд куб. м.
Руководство компании объясняет продажу активов и уход из Венесуэлы желанием снять санкции, введенные США против дочерних структур компании. «Мы продали наш венесуэльский бизнес правительству Российской Федерации. Компания «Роснефть», как международная публичная компания, должна защищать интересы своих акционеров. И теперь мы вправе ожидать от американского регулятора выполнения публично взятых на себя обещаний», - сказал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Однако такое объяснение звучит не очень убедительно, хотя действительно, санкции это очевидный риск для компании, особенно в условиях низких цен на нефть. Это решение не дает 100%-ную гарантию - у США найдутся и другие основания для введения действительно крупномасштабных санкций из-за сотрудничества с Венесуэлой.
Решение о продаже всех своих активов в Венесуэле и уйти из страны «Роснефть» приняла после того как Минфин США ввел санкции против двух ее дочерних структур, торговавших нефтью PDVSA. Первой под экономические ограничения за операции с венесуэльской нефтью в феврале попала Rosneft Trading. В санкционный список также попал президент Rosneft Trading, вице-президент «Роснефти» по переработке, нефтехимии, коммерции и логистике Дидье Касимиро.
12 марта Минфин США ввел санкции в отношении еще одной швейцарской «дочки» «Роснефти» — TNK Trading International S.A., которая переняла поставки Rosneft Trading и занималась продажей и транспортировкой венесуэльской нефти. В январе эта «дочка» «Роснефти» купила около 14 млн барр. сырой нефти у PDVSA. Из-за санкций все активы компании, находящиеся в США или контролируемые их гражданами, оказались заблокированы.
Вслед за этим госсекретарь США Майк Помпео без обиняков заявил, что ограничения, введенные Вашингтоном против TNK Trading International, являются попыткой «усадить за стол переговоров» президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Впрочем, о том, что санкции против этой компании являются на самом деле ограничениями в отношении Венесуэлы, ранее заявил и президент США Дональд Трамп.
Этим США дали понять, что санкции против структур «Роснефти» будут вводиться до тех пор, пока не прекратятся их сделки с Венесуэлой. Впрочем, одновременно с этим США подчеркнули, что рассмотрят возможность снятия санкций с «дочек» «Роснефти», если те предпримут «конкретные, значимые и верифицируемые шаги по поддержке демократического порядка в Венесуэле».
США пойдут до конца
Однако сомнительно, что США будут удовлетворены действиями «Роснефти», поскольку замена «Роснефти» на другую госкомпанию при общем сохранении курса на сотрудничество России с Венесуэлой вряд ли что-либо меняет в отношении поддержки режима Мадуро, и вряд ли будет способствовать снятию санкций с Rosneft Trading / TNK Trading. Поэтому объяснения Леонтьева неубедительны.
При относительно высоких ценах на нефть риск серьезных санкций против «Роснефти» был меньше, поскольку США не хотели еще больше взвинчивать цены на нефть санкционными ограничениями. Но теперь, когда цены низкие, у США появилось больше стимулов к дополнительным санкциям против «Роснефти», поскольку теперь администрация США сама хочет более высоких цен для своей нефтедобывающей отрасли.
Поэтому, на решение «Роснефти» выйти из Венесуэлы скорее всего повлиял тот факт, что по состоянию на конец третьего квартала 2019 года долг венесуэльской госкомпании равнялся $800 млн без учета процентов. Эта задолженность образовалась в результате авансов, которые российская компания выдавала PDVSA в прошлые годы за предстоящие поставки сырья. Из-за масштабного политического и экономического кризиса в Венесуэле, который имеет перспективы еще более усугубиться вследствие пандемии коронавируса и обвала на нефтяном рынке, активы «Роснефти» в этой стране превратились для компании из ценного актива в источник головной боли.
Кроме того, венесуэльская нефть, которую продавали «дочки» «Роснефти», сейчас стоит лишь $5–10 за баррель и на нее крайне сложно найти покупателей.
Кстати, такой же точки зрения придерживается и спецпредставитель Государственного департамента США по Венесуэле Эллиот Абрамс. «Мы действительно видели этот маневр «Роснефти» на прошлой неделе, который, я думаю, является отражением обвала цен на нефть. «Роснефть» сейчас теряет деньги. Ее совместные предприятия не могут продавать сырую нефть с прибылью. Ее попытки продать венесуэльскую нефть во всем мире не привели к успеху. Это явная реакция на обвал цен на нефть и нефтяного сектора в Венесуэле. Мы уже видим, что производство падает. У них заканчиваются складские помещения, потому что они добывают нефть и не могут ее нигде продать», - заявил представитель Госдепа.
Салех Баят
banner

Советуем почитать