• пятница, 29 Марта, 11:22
  • Baku Баку 5°C

Газовые унификации?

04 апреля 2020 | 14:06
Газовые унификации?

ПОЛИТИКА
Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои коррективы во все сферы деятельности государств, до неузнаваемости изменив жизнь во всех ее ипостасях. Произошло это и на глобальном рынке энергетических ресурсов, что особенно болезненно ощущается в Армении, не имеющей месторождений нефти и газа, а посему сильно зависящей от поставок газа из России. В Армении продолжают считать, что Москва не раз прибегала к газовому шантажу, когда хотела добиться от Еревана нужных ей результатов. Однако тогда у Еревана не было выхода. Его нет и сегодня, однако армянская сторона рассчитывает на тот факт, что стоимость нефти, особенно российской, на мировом рынке рухнула. На этом фоне упала и стоимость газа.
Именно этим фактором и руководствуется армянская сторона, инициировав обращение правительства Армении к «Газпрому» с просьбой снизить цены на газ.
Вдвое дороже, чем европейцы
Армения инициировала проведение новых переговоров с российской стороной относительно цен на газ, апеллируя к тому факту, что покупает газ в два раза дороже, нежели европейцы. Соответствующее обращение направил вице-премьер Мгер Григорян в адрес руководителя «Газпрома» Алексея Миллера под дружные овации армянских медийщиков. Не понимая глубинного влияния на «стратегического союзника» происходящих в мире процессов в силу эксцентричности и проповедуемого национального эгоизма, в Армении полагают, что «ничего необычного в этом обращении правительства Армении к «Газпрому» нет». Мол, в сложившейся ситуации в мире даже вчерашние противники протягивают друг другу руку помощи. И приводят в пример помощь России США, Турции - Италии и Испании, а также тот факт, что некоторые страны ЕС готовы оказать такую же помощь Ирану. Однако в приводимых примерах речь идет о единовременной помощи... «Так почему бы России не откликнуться на просьбу армянского правительства о снижении цен на газ?», - вопрошают в Ереване, снова и снова ссылаясь на формально союзнические отношения и на «столь важную для Москвы» военную базу в Гюмри, нужную в первую очередь самой Армении.
Вместе с тем имеющие место развития показывают, что цена на газ, наоборот, может вырасти. На эту мысль армянское общество наводит информация о том, что Комиссия по регулированию общественных услуг получила заявку компании «Газпром Армения» о пересмотре цен на газ. Но не в пользу снижения, а наоборот, повышения. Причем «коснуться это должно в первую очередь малообеспеченных семей, которые ныне платят 100 тыс. драмов за тысячу кубов газа, а по предложению «Газпрома» должны будут платить почти 136 тыс. драмов». Отсюда армянские борзописцы от экономики приходят к выводу, что «российский госбюджет трещит по швам, и пополнять его почему-то должны наши граждане. И такое поведение Кремля (а «Газпром» управляется именно Кремлем, ему этот энергетический гигант и принадлежит) в очередной раз должно продемонстрировать всем нам, что жадная и голодная Россия никак не может быть нашим союзником. Если друг не познается в беде, то на кой черт нам такой друг?». Необоснованное предположение
На этой почве в армянском обществе вновь разгорелись газовые страсти. Так, координатор программ офиса экономических исследований Бюро АРФ «Дашнакцутюн» Тадевос Аветисян, говоря о возможном повышении тарифа на газ и ведущихся вокруг этого переговорах, отметил, что необходимо проанализировать, насколько обоснованна заявка компании «Газпром Армения» в КРОУ о повышении тарифа на газ.
Вместе с тем местные экономические эксперты ожидали, что существует риск повышения тарифа на газ, потому что еще в 2017 году, когда была подана заявка на повышение тарифа, были сделаны уступки для определенных социальных групп на основе взаимного соглашения. И было очевидно, что к этому вернутся позже, ведь льготы, как правило, бывают временными.
Все дело в том, что нынешнее руководство перед сменой власти заявляло, что есть возможность снизить тариф на газ для потребителя в случае решения некоторых проблем, например, за счет повышения эффективности, снижения затрат и потерь и устранения ряда других рисков. «Теперь очевидно, что за этот период ничего серьезного не изменилось в упомянутой цепочке, и это были просто необоснованные доводы, или были основания, но никаких действий не было предпринято и не предпринимается, а почему они не предпринимаются, это уже другой вопрос», - считают экономисты, предупреждая, что в случае повышения тарифа на газ будут существенные негативные социально-экономические последствия, причем с учетом того, что цена на газ формируется в долларах, и «его повышение и девальвация нашей национальной валюты, которая уже началась, также будет иметь серьезные последствия».
Вместе с тем Армения покупает газ дороже только Беларуси. Если принять во внимание, что газ поступает в Армению через Грузию, а не напрямую из России, то это, по сути, даже дешево. Ереван для Москвы - на двадцатом месте.
Ни о каком политическом давлении на Ереван со стороны Москвы сейчас речи не идет. Об этом в беседе с Tert.am сказал российский политолог Александр Скаков, отвечая на вопрос, в какой степени решение России относительно возможного повышения тарифа на газ для Армении может быть политическим. «Для такого давления нет предпосылок, нет актуальных вопросов, да и вообще, нравится это в Армении или нет, Ереван сейчас для Москвы находится на двадцатом месте, есть много гораздо более актуальных и серьезных вызовов, чем даже карабахский конфликт», - расставил все точки над i российский политолог. Да и речь сейчас, по заверению российского экспертного сообщества, идет формально не о повышении цен, а об их унификации, едином тарифе для потребителей. Разумеется, в реальности цены могут вырасти. Хотя бы из-за требования сырьевых монополий, теряющих в данный момент, то есть в условиях мирового кризиса, огромные деньги.
Однако, по словам Александра Скакова, главное - то, что руководство РФ в очередной раз пошло на поводу у сырьевиков и оказалось в полном проигрыше, который совпал с огромными потерями от эпидемии и карантинов.
Так или иначе, уже становится ясно, что цены однозначно вырастут, и армянам, которые потребляют ничтожную часть от общего экспорта газа России, при всем их желании никак не повлиять на спасение госбюджета России. Так что придется платить.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать