• четверг, 28 Марта, 15:31
  • Baku Баку 16°C

Буханка в разрезе

03 июня 2014 | 16:42
Буханка в разрезе

ПОТРЕБИТЕЛЬ
Генномодифицированный хлеб из России может оказаться на наших с вами столах, бьют тревогу специалисты-аграрии. С 1 июля этого года самый крупный поставщик зерна в нашу страну будет сеять и выращивать генномодифицированные зерновые. Сейчас в России ГМО можно выращивать только на опытных участках, разрешен ввоз некоторых сортов кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы (всего 22 линии растений).
Продукты питания с использованием ГМО в России разрешены, но подлежат маркировке. В отличие от Азербайджана. В нашей стране импорт не прошедшей государственную регистрацию ГМО-продукции запрещен. Об этом говорится в дополненном пункте закона «О семеноводстве». Но на деле на пограничных КПП нет специальных лабораторий, поэтому гарантировать наш рынок от этой напасти невозможно. Сотрудник Научно-исследовательского института земледелия Минсельхоза АР, эксперт Эльхан Алиев считает, что проблему можно решить так: во-первых, создать современные лаборатории, а во-вторых, увеличить внутреннее производство зерновых, наладив в нашей стране грамотную агротехническую работу.
Увеличение объемов внутреннего производства продовольственной пшеницы - вопрос не столько аграрного, сколько стратегического характера. Ведь речь идет о хлебе. Сегодня эта проблема встала перед нами особенно остро на фоне неблагоприятной ситуации в Украине. Дело в том, что политический кризис в этой стране привел к удорожанию пшеницы на мировом рынке на 20%. Правда, позже цены снизились на 5% и повышение остановилось на отметке 15 %. Само собой разумеется, что внутренний рынок Азербайджана, который, если верить данным Госкомстата и ГТК, стабильно зависит от зарубежного импорта, отреагировал на повышение ожидаемым образом. Стоимость мешка муки поднялась на 60 гяпиков, сказал в эксклюзивном интервью с корреспондентом газеты «Каспiй» эксперт по аграрным вопросам Центра экономических исследований Вахид Магеррамов. Подорожала не только мука, но и прочие продукты - соль, дрожжи. Интересно, что цены на хлеб при этом не поднимаются: наш производитель пошел другим, более изощренным и проторенным путем, он компенсирует убытки, уменьшая вес буханки.
Беспрецедентная статистика
Зависимость нашего рынка от мировых цен на пшеницу можно проследить по данным Госкомстата. Итак, информация к размышлению: по данным Государственного таможенного комитета среднегодовой объем импорта продовольственной пшеницы (с учетом муки) составляет 1,5 миллионов тонн. При этом по статистике, которую выдает Минсельхоз, объемы внутреннего производства указаны в размере 1,9 миллионов тонн. Получается, что ежегодно наш рынок принимает свыше трех миллионов тонн местной и импортной продовольственной пшеницы, тогда как внутренняя потребность по тем же официальным данным составляет 1,3 миллиона тонн.
Все это, мягко сказать, озадачивает. Так, если взять средний показатель ежегодной внутренней потребности - 1,3 миллиона тонн, интересно, зачем нам три миллиона тонн продовольственной пшеницы? Неужели денег девать некуда? А если предположить, что объемы ввоза и внутреннего производства равны 2 миллионам тонн и вычесть из этой суммы 1,5 миллиона тонн импорта, получается, что производим мы лишь 500 тыс. тонн?! Словом, понять происхождение официальных данных задача не из легких, а хотелось бы…
В.Магеррамов пытается объять необъятное, объяснить разнобой официальной статистики наших ведомств:
- Дело в том, что Минсельхоз не соглашается с тем, что мы ввозим 1,5 миллиона тонн пшеницы, т.е. игнорирует данные, которые приводит ГТК и Госкомстат. Министерство утверждает, что страна обеспечивает себя хлебом на 80%. Бытует мнение, что припиской занимаются районные исполнительные власти, которые таким образом создают видимость работы.
- Почему эти ведомства не могут прийти к общему мнению?
- Вопрос не по адресу. Но если принять статистику ГТК как единственно верную, возникает вопрос: чем в таком случае занимается Минсельхоз? В чем заключается его деятельность, если такой стратегически важный продукт как пшеница в основном импортируется.
И снова по кругу…
Пытаясь понять, насколько зависим наш рынок от мировых цен на пшеницу, наш корреспондент пообщался с местными специалистами. По мнению экспертов-аграриев, потребность населения в основном покрывает импорт. Азербайджан ввозит пшеницу из России и Казахстана. Как мы успели убедиться, о доле местного производства судить сложно. Скажем, стратегический запас хлеба - 500 тыс. тонн Азербайджан закупает в Казахстане по линии МЧС. В этом запасе нет ни килограмма местной пшеницы, что само по себе странно, если учесть официальные данные о внутреннем производстве хлеба, считает В.Магеррамов. По его словам, качество местного урожая оставляет желать лучшего, по этой причине лишь 100-200 тысяч тонн нашей пшеницы потребляется населением. Большей частью ее используют как кормовую в сельскохозяйственных целях. Да и ту, что мы ввозим из соседних стран по цене 25 центов за килограмм, по качеству сложно назвать потребительской, она скорее фуражная. Но это совсем другая история.
К вопросу о том, почему, имея 1,8 миллиона га пахотных земель, мы не можем обеспечить себя пшеницей? «Во-первых, потому что деградируют почвы, - объясняет специалист, - им в срочном порядке нужны органические и минеральные удобрения. Другая причина - дефицит поливной воды и недостаточно эффективная работа региональных управлений ОАО «Мелиорация и водное хозяйство». Фермеры нуждаются в современной агротехнике. Не хватает комбайнов, поэтому в прошлом году пропал урожай хлеба во многих наших районах. Убранное зерно нужно вовремя сушить, чистить, сортировать, для этого нужна современная техника. Нужны хорошие специалисты, которые знают, как правильно сеять, работать с пестицидами и пр. Сегодня мы пожинаем плоды «утечки мозгов» за границу, потому что осталось очень мало грамотных кадров, и нет ПТУ, которые могли бы их готовить. Иными словами, нам нужна грамотная аграрная политика, которая учла бы все эти проблемы в свете политики продовольственной безопасности».
Продолжение истории благих идей
Кстати, о продовольственной безопасности. Сегодня Азербайджан активно инвестирует в продовольственную безопасность… Казахстана. «Крупный логистический центр, строящийся на азербайджанские инвестиции в Актау, внесет вклад в продовольственную безопасность нашей страны», - радовался губернатор Мангистауской области Казахстана Алий Айдарбаев, делегация во главе с которым находилась в Баку с двухдневным визитом.
«Логистический центр выгоден нам как возможность беспошлинных поставок зерна и стимул для развития двусторонних отношений, - уверен доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой Планирования и управления устойчивого развития Академии государственного управления при Президенте АР Чингиз Исмаилов. - Но с точки зрения дальнесрочных перспектив, специальная экономическая зона в Казахстане - это ненужная нашей стране конкуренция».
В правительстве вынашивали идею создать на территории нашей страны специальные экономические зоны. В 2007 году был принят Указ Президента «О создании свободных экономических зон», а в 2009 году последовал закон «О специальных экономических зонах». Ч.Исмайлов категорически против таких зон на Абшеронском полуострове, потому что дальнейшее экономическое развитие Абшерона нецелесообразно и противоречит стратегии развития регионов. Тема эта обсуждалась на разных уровнях с участием представителей Европейского союза, Минэкономики и пр. структур, да только воз и ныне там. Почему? Нет ответа. Как показывает мировая практика и опыт наших соседей - Ирана, а теперь и Казахстана, свободные экономические зоны - это неоценимая поддержка мелкому и среднему бизнесу, они помогают поднять внутреннее производство и привлекать иностранные инвестиции. Такой шаг стал бы дюжинным подспорьем продуктивной аграрной политике и антимонопольной политике государства. С этой точки зрения, а именно с точки зрения развития мелкого и среднего производителя, особенно интересен отказ Азербайджана от вступления в ВТО…
Есть мнение
Грамотная аграрная политика нужна нам как воздух. И первое, на что нужно сделать в этом направлении - взять под строгий контроль государственные средства, которые выделяются на сельское хозяйство, во избежание затрат и хищений, убежден доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики и судебных экспертиз БГУ Кямиль Салимов. Предложение вполне обоснованное. Вспомним недавние проверки Счетной палаты в ОАО «Агролизинг», факты серьезных растрат и финансовых злоупотреблений, которые были там выявлены.
Чтобы понять причину высоких цен и низкой конкурентности нашей продукции, К.Салимов предлагает сравнить государственную политику местного АО и его иранских аналогов: «В Иране государственные лизинговые компании продают своим фермерам сельхозтехнику, минеральные удобрения, зерно корм для скота и пр. по ценам не выше оптовых мировых цен. Поддержка местного фермера считается приоритетной линией в аграрной политике государства. Поэтому в Иране развивается сельское хозяйство, снижается себестоимость сельхозпродукции, повышается ее качество и конкурентная способность. Грамотная государственная политика увеличила экспортный потенциал, т.е. сельхозпродукция вывозится за рубеж. Посмотрите, сколько на наших прилавках продукции из Ирана!
О том, что кредитная политика государства должна учитывать интересы частного производителя, сказано и написано немало. Издан Указ Президента «О государственной поддержке мелкого и среднего предпринимательства», но, к сожалению, Минэкономразвития недостаточно учитывает положения этого указа, предпочитая выдавать огромные кредиты под масштабные проекты одной-двум организациям. В результате мелкие и средние компании не выдерживают конкуренции. Элементарные расчеты показывают, что целесообразнее кредиты распределять среди мелких и средних производителей, как это практикуется в Европе».
Р.S. На этом я спешу поставить точку, потому что на тему продовольственной безопасности можно говорить весьма и весьма много. Но мы не сказали главного. К вопросу о заявлении председателя ГТК Айдына Алиева о передаче некоторых функций таможенного комитета службам Asan xidmət. Было бы вполне логично рассмотреть это предложение с точки зрения импорта пшеницы. Не правда ли? Во-первых, таким образом государство сэкономило бы средства, которые тратятся на госзакупки. Во-вторых, мы бы резко увеличили сырьевые запасы и повысили производство местной продукции. Но это уже тема отдельной беседы.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать