• суббота, 20 Апреля, 01:59
  • Baku Баку 15°C

Воскрешение из небытия

05 июня 2020 | 11:15
Воскрешение из небытия

РЕГИОН
В Афганистане продолжается большая игра по фрагментации страны, в которой крайним будет выставлено нынешнее правительство.
В принципе, неплоха затея главы Высшего совета по национальному примирению доктора Абдуллы с нахождением точек соприкосновения между махровыми моджахедами и социалистами, представителями гражданского общества и просто исламскими клерикалами. В качестве первого шага он предпринял почтение памяти экс-президента Афганистана Мохаммада Наджибуллы.
Все знают, где и как был убит в 1996 году глава спецслужб времен «товарища» Бабрака Кармаля, незаслуженно сильно позабытый в стране Гиндукуша, однако непонятно, с чего это вдруг доктор Абдулла вспомнил о нем. Ведь все 24 года, прошедшие со времени трагической кончины экс-президента-социалиста, буквально все афганские администрации воздерживались от любого жеста, который мог быть расценен как память о нем.
Расследовав обстоятельства
На днях от имени Фатаны Наджиб, вдовы Наджибуллы, опубликовано заявление, в котором содержится призыв «почтить память президента и совершенные им патриотические дела расследованием обстоятельств его гибели». Более того, в начале недели могилу экс-президента в городе Гардиз посетил советник по национальной безопасности Афганистана Хамдулла Мохиб.
Моджахеды, которые пришли к власти в Кабуле в 1992 году и оставили не совсем добрую память о времени своего правления, уже начали официально отмежевываться от захватившего столицу 27 сентября 1996 года движения «Талибан», которое и расправилось с Наджибуллой. Они стали заявлять, что «жители Кабула, уставшие от распрей между моджахедами, изначально приветствовали «Талибан», однако кровавая расправа над экс-президентом и его братом поразила многих афганцев и настроила их против талибов». А по словам одного из бывших лидеров движения Саид Акбара Аги, «казнь осуществили члены низшего звена без указания руководства и лидеры не стали расследовать инцидент, опасаясь раскола». Представьте себе, что убийцы ворвались в здание миссии ООН, зверски убили там двух человек, затем выволокли их тела на центральную площадь, повесили на всеобщее обозрение в течение нескольких дней, а руководство талибов не вмешивалось в «инцидент».
Скорее, тут другой расклад. Во-первых, соответствующее заявление тогда сделал второй человек в движении - мулла Бархануддин Раббани (его, кстати, тоже затем убили талибы из-за родоплеменной принадлежности), который «обрадовал народ» фактом смерти «смердящего шурави». А во-вторых, в зверском убийстве была замешана пакистанская межведомственная разведка (ISI), в то время действовавшая исключительно руками талибов. Так вот, Наджибулла и его ближайшее окружение поддались на провокацию и поверили в информацию о том, что «студенты» намерены назначить экс-президента премьер-министром. После чего пакистанские спецслужбы незамедлительно отправили в Кабул группу офицеров во главе с генералом Аслам Беком.
Главной задачей генерала было заставить Наджибуллу подписать датированный задним числом документ о признании кабульским правительством «линии Дюранда» в качестве постоянной и неизменной афгано-пакистанской границы. То есть навсегда снять вопрос, представляющий угрозу территориальной целостности Пакистана и сильно осложнявший афгано-пакистанские отношения все последние десятилетия (до сих пор упомянутый горный коридор не контролируется правительствами и представляет проходной двор для контрабандистов и боевиков).
Причем документ был изготовлен на бланке президентской канцелярии, но Наджибулла, несмотря на пытки и издевательства, отказался его подписать, после чего был зверски убит, а исполнители - талибы приписали «заслугу» себе.
Смена декораций?
Теперь вот доктор Абдулла решил примирить позиции «ужа и ежа», то есть если вдова экс-президента требует расследования череды событий, приведших к перевороту, а затем и смерти ее мужа, новая власть хочет забвения этой истории. Прежде всего стала приглушаться описанная нами очевидная версия трагедии с указанием на участие в расправе пакистанской разведки. Более того, это не первый случай такого рода.
Проблема стала вылезать на политическую поверхность в период двух последних гонок за пост президента Афганистана (2014-й и 2019 годы), когда одного из претендентов на пост президента Мохаммада Ашрафа Гани начало активно поддерживать большинство бывших членов распущенной моджахедами Народно-демократической партии (откуда «родом» убиенный экс-президент). Так вот, после объявления предварительных итогов выборов-2019 года «товарищи» партийцы как в самой стране, так и за ее пределами стали выступать с требованием тщательного расследования обстоятельств гибели Наджибуллы. Это был крайне негативный (для талибов особенно) вопрос, ведь после подписания мирного соглашения с США они намерены после переговоров с афганской администрацией войти в правительство страны.
И теперь, чтобы помешать этому процессу, тандем Гани-Абдулла выставляют политический волнорез в виде растущей популярности покойного доктора Наджиба в афганском общественном мнении, говорят о его позитивном вкладе в политическую и экономическую жизнь страны. Но это только часть обозначенной, но не разгаданной политической комбинации с парадоксом.
Кстати, сам Ашраф Гани этнически происходит из пуштунского племени Ахмадзай, выходцем из которого являлся и Наджибулла, которого он на людях считает «патриотом и героем, погибшим мученической смертью за веру», а в душе - против всего социалистического, исповедуемого экс-президентом.
Теперь ему вместе с доктором Абдуллой предстоит дилемма - признавать «народно-демократическую» идею, исповедуемую Наджибуллой, нельзя по причине господствующих родоплеменных отношений, а бороться против талибов надо хотя бы для того, чтобы они со знаменем лжеислама не вернулись к власти...
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать