• четверг, 25 Апреля, 16:00
  • Baku Баку 23°C

Психологическое преимущество

05 июня 2020 | 13:27
Психологическое преимущество

Миссия ООН в Ливии заявила, что стороны конфликта в стране согласились возобновить переговоры военного комитета (5+5).

B этот расклад верится с трудом, хотя основания для логического вывода есть. Скорее всего, признанное ООН правительство национального согласия «прижало к стенке» главу вооруженной оппозиции самопровозглашенного фельдмаршала Халифу Хафтара, допустившего в последнее время немало стратегических ошибок. Во-первых, он демонстративно ушел с январской конференции в Берлине, где президенты примерно 25 заинтересованных государств рассматривали вопрос достижения мира в североафриканской стране. Тем самым он поставил под сомнение авторитет организаторов мероприятия и своих боссов, вынудивших его прилететь в столицу ФРГ, а они таких проколов не прощают. Во-вторых, после обострения конфликта в конце апреля он объявил о принятии на себя единоличного управления всей страной, а также сообщил о прекращении действия достигнутого в 2015 году Схиратского соглашения, результатом которого и стало формирование правительства национального согласия, в котором его видели в качестве министра обороны. «Ливийцы, вы откликнулись на наш призыв объявить о прекращении политического соглашения, которое разрушило страну, а также на призыв уполномочить того, кого вы считаете наиболее достойным для управления на этом этапе», - самодовольно заявил он, забыв, что Совбез ООН так не считает. И этот фактор тоже поставил в патовую дипломатическую ситуацию стоящие за ним силы. Главе МИД России Сергею Лаврову пришлось даже употребить многозначительную фразу: «Мы не одобряем заявление о том, что теперь маршал Хафтар будет единолично решать, как жить ливийскому народу»…
Почти изгой

Пикантность ситуации в том, что глава правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж, в отличие от самоуверенного генерала – выдвиженца Муаммара Каддафи готов пойти на любой компромисс во имя национального примирения. Так что миссии ООН ничего не стоит наладить контакт и договориться с ним и его командой по любому вопросу. Кроме того, законному правительству удалось-таки после серии тактических поражений взять ситуацию в свои руки и нанести удары по позициям противника. Свою роль в конфликте сыграла и Турция, которая с января напрямую участвует в событиях в Ливии. Главным успехом последних дней является совместное взятие под контроль расположенного в 80 километрах к югу от Триполи одноименного аэропорта. Также полностью взяты под контроль районы Айн Зара и Вади ар-Раби к югу от столицы, так что отныне наемники больше не смогут обстреливать ни самый крупный населенный пункт, ни его пригороды.
Именно на этом фоне стало известно, что МИД России «переформатирует» отношения с Триполи – не сказать, что от ненависти до любви один шаг, тем не менее, приезд в Москву вице-премьера Ахмеда Матика и министра иностранных дел ПНС Мухаммеда Тахира Сиялы можно расценивать как попытку проконсультироваться по поводу налаживания контактов. То есть, не исключено, что интенсивные дипломатические консультации с участием посланников ПНС приведут к фиксации нынешнего статус-кво на ливийском фронте и заключению соглашения о перемирии.
«То, что законное правительство Ливии теперь одержало верх, должно рассматриваться как возможность для политического решения», - заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в телевизионном интервью накануне.
На западном фронте без перемен
Таким образом, потерявший западный фронт мятежный генерал Халифа Хафтар вынужден был отправиться в Египет, чтобы встретиться с президентом этой страны фельдмаршалом Абдель Фаттахом ас-Сиси, с тем, чтобы получить хоть какую-то поддержку для создания надежного плацдарма накануне переговоров. Но это вряд ли, так как ожидается, что правительственные силы начнут контрнаступление на Тархуну – основной опорный пункт противника на подступах к Триполи, что грозит стать серьезной проблемой для «человека Москвы». Но ведь виновен он сам - после развала «западного фронта», Хафтар растерял преимущество, набранное в апреле, и к тому же, лишился опоры Франции и России из-за упомянутых политических демаршей.
Ситуация усугубляется и вовлеченностью внешних игроков в конфликт. На международной арене Ливия всегда была желанным призом, а после того, как страна с населением менее 7 млн человек стала обладательницей наибольших запасов нефти и газа на «черном континенте», ее значимость усилилась в разы. Еще большую привлекательность создает ее географическое положение и близость к Европе, что позволяет осуществлять экспорт напрямую на западные рынки через Средиземное море, в то время как конкурирующие производители углеводородных ресурсов вынуждены экспортировать свои товары через потенциально опасные морские пути.
Каковы же перспективы переговоров о примирении? Полагаю, приглашение на переговоры в Москву правительства Сараджа нацелены на «возвращение блудного сына» в политику. Однажды правительство предлагало ему стать министром обороны, но он, будучи верным заветам Каддафи, захотел полноты власти. Сейчас оппоненты вряд ли захотят видеть его в столице, тем более, на ключевой должности – накануне Сарадж официально признал Хафтара «военным преступником, чьи руки по локоть в крови».
С учетом того, что кто-то неизбежно проиграет в этой схватке, могут пострадать интересы тех стран, которые поставили «не на ту лошадь». В случае с Хафтаром проиграют Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Франция, Великобритания и Россия. А вот Сарадж по определению не может проиграть вчистую, так как за ним стоит ООН (читай, США), кроме Турции, Катара и Италии. Более того, в январе Анкара и правительство национального согласия утвердили меморандум о военном сотрудничестве, согласно которому Турция в любой момент может ввести в Ливию войска, если об этом попросит законное правительство. До этого, впрочем, не дошло, однако Анкара направила в страну дополнительное вооружение и военных советников, несмотря на то, что результатом Берлинской конференции по Ливии стало подтверждение эмбарго на поставки вооружения в Ливию, а также отказ в предоставлении военной помощи любой из сторон конфликта.
В некотором смысле получается сирийский сценарий наоборот – русские официально помогли Асаду по причине легитимного присутствия там, а турки официально помогают Сараджу, в то время, как прочие игроки являются нежелательным контингентом.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать