• четверг, 28 Марта, 13:26
  • Baku Баку 16°C

Хищники под маской ислама

10 июля 2014 | 14:31
Хищники под маской ислама

О последних облавах на нурсистов и предвыборной обстановке в Турции, а также о противостоянии различных сил в Ираке и перспективах этого государства в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» рассказывает политолог Тофик Аббасов.
- С чем связаны начавшиеся облавы на нурсистов в Турции?
- Дело в том, что противостоящие в Турции друг другу силы фактически имеют одно происхождение. Это бывшие соратники, разошедшиеся во взглядах на определенном этапе. У них поменялись цели и идеалы. Вместе с тем, борьба нынешних властей Турции с нурсистами достигла пика в предвыборный период, не исключены несанкционированные акции, уличные шествия, столкновения. Фактически сейчас в этой стране идет борьба за умы электората. Сторонники правящей партии полны решимости обеспечить победу своему кандидату, а противостоящие им нурсисты хотят привлечь как можно больше голосов на сторону альтернативного кандидата Экмаледдина Ихсаноглу. Поэтому сейчас страсти кипят не на шутку и вполне реально появление в самый горячий момент компроматов в прессе, социальных сетях и т.д.
Тут еще надо учитывать тот факт, что сегодняшняя Турция находится на перепутье. С одной стороны она позиционирует себя частью европейской семьи, с другой - группы исламистов, активизирующие свою деятельность в этой стране, не совсем согласны с ее проевропейской ориентацией и настаивают на том, чтобы Турция занимала более важные позиции в исламском сообществе. Тем не менее, у ярко выраженного лидера страны Эрдогана сейчас главнейшая цель - победить на выборах уже в первом туре, стать всенародного избранным президентом, а потом у него будет план действий, который может преподнести сюрпризы не только зарубежным наблюдателям, но и своему электорату.
Что касается нурсистов, то мне вспоминается месседж Эрдогана Гюлену, в котором он предложил нурсистам создать партию для участия в политической борьбе. Это мнение имеет смысл, так как в таком случае нурсисты могли бы определиться со своими тактическими и стратегическими целями. Это важно еще и потому, что в Турции остается огромная масса людей, не понимающих трения между нурсистами и ПСР, потому как с обеих сторон выступают исламисты. Поэтому, если нурсисты найдут в себе силы превратится в политическую партию или движение, то внутренняя конъектура страны изменится, политическая борьба в стране может принять новый облик и оттенки.
- В августе в Турции пройдут президентские выборы. Каков ваш прогноз, кто победит?
- Я склоняюсь к тому, что Эрдоган победит с солидным преимуществом и второго тура не будет. Дело в том, что в Европе сейчас наблюдается кризис сильных политиков, являющихся своеобразными плеймейкерами в системе глобальной геополитики. А на Востоке, в том числе в Турции на первый ряд выдвигаются уверенные лидеры. Эрдоган за более чем 10 лет своего такого поведения смог завоевать себе много сторонников, как внутри, так и за пределами Турции. Снижение социальной напряженности в стране, тоже его заслуга. Правильный, честный бизнес уверенно шагнул в провинцию. Хотя еще недавно Турция была зависимой страной, люди жили здесь впроголодь. При Эрдогане Турция расплатилась с внешними долгами, накапливает золотовалютные запасы. Помимо этого, страна обретает возможности для инвестирования не только в собственную экономику, но и в соседние регионы. Все это повлияло на позиции электората, который, кстати, в Турции очень активен и старается поддержать своих выдвиженцев.
- Будет ли нынешняя чистка нурсистов в Турции доведена до логического завершения, когда от их присутствия будет очищен весь госаппарат страны или все заглохнет после выборов?
- Полагаю, что в случае победы Эрдогана эта активность спадет, а многие из нурсистов сами сложат оружие. Ведь победа Эрдогана будет означать, что «его взяла», если говорить по-простому. В этих условиях дальнейшая борьба со стороны нурсистов просто потеряет свой смысл. До последнего бьются, как известно, только ярые сторонники и лидеры, но и у них наступает такой момент, когда они осознают, что не смогли осуществить задуманное и надо остановиться. Во всяком случае, все последние призывы Гюлена, присылаемые из-за рубежа, уже не имеют такого влияния в Турции. Более того, он сам допустил ряд непростительных ошибок, когда пустился в проклятия, а также отклонился от принятого в Турции политического канона, поддержав израильтян в противостоянии с палестинцами. Все эти факты сыграли против него, а пропагандистская машина Эрдогана воспользовалась этими промахами и без труда дезавуировала его заявления и показала его истинное лицо.
Поэтому с победой Эрдогана смысл нынешней политической борьбы с нурсистами будет нейтрализован сам собой. А противникам Эрдогана придется подумать над тем, как переформатироваться, поменять идеологический дискурс или уйти в тень и забыться.
- В прошлом месяце ситуация в Ираке резко поменялась, когда появились отряды группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» и начали одерживать верх над правительственными войсками. Откуда появились эти отряды, кто за ними стоит?
- Эта группировка появилась отнюдь не случайно. Над ее созданием долгие годы работали западные и израильские спецслужбы. Даже если мы не примем во внимание «революцию пробуждения, имевшую место в некоторых из исламских стран, исламский мир рассматривается западными стратегами в виде той силы, которая может наделать много проблем в продвижении западного капитала вглубь этого сообщества. Лучшим выходом из создавшегося положения многие западные стратеги увидели в создании почвы для внутренних распрей в исламском содружестве.
Если сделать экскурс в прошлое, то последователи вахаббизма, салафизма и др. течения были в свое время основаны английской агентурой с тем, чтобы создать фронт внутреннего противодействия исламским государствам и обрести себе работу с этими обществами.
В последнее время в западном сообществе появились идеи о том, что начиная с Гибралтара и до Персидского залива существует некий яйцевидный ареал, очень богатый ресурсами. А чтобы обладать там правом слова, необходимо закрепиться. Поэтому со времени ослабления СССР западное политологическое сообщество работало над тем, чтобы в отсутствие противостояния с коммунизмом создать нового врага. Потому как необходимо все время оправдывать применение силы, новые вторжения и т.д. Для этого и был придуман исламский фактор. Поэтому 11 сентября 2001 года стало рубежом новой эры, когда вместо распавшегося СССР появился новый враг. Американцы встрепенулись, активизировались. К тому же мощно работает пропагандистская машина, муссируя фактор исламского радикализма и террора.
С тех пор, как в 1979 году американцы проиграли в Иране, когда в ходе революции был свергнут шахский режим, возник термин «исламский фундаментализм». Для примера рассмотрим два государственных образования: Иран и Саудовскую Аравию - где больше фундаментализма? Саудовская Аравия - страна, где правят салафиты, до сих пор не имеет Конституции, своего госбюджета, парламента, никакой выборной системы. Там есть королевская семья, решающая все. В Иране есть выборная система. Но американцы, чтобы запудрить мозги рядовому налогоплательщику на чьи деньги проводятся все усмирительные акции и вторжения, муссируют фактор исламского фундаментализма. Но говорят об этом применительно к Ирану. Но про арабские монархии, плюющие на выборы и демократию, так не говорят, потому как они дружат с США. Иран интересует американцев, как богатая и большая страна, обладающая запасами энергоресурсов, но иранцы в состоянии выразить свою независимую точку зрения и разговор с американцами ведут на равных, что их, естественно, не устраивает. В итоге американцы вопросы прав человека и демократии поднимают только в отношении Ирана, Китая и России - прямых своих конкурентов. Но в отношении Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и др. стран пока молчат, ибо их правительства устраивают американцев.
А что касается исламского фактора, то это нецивилизованная орда, хищники, в массе своей это самые настоящие варвары, отрубающие головы, расстреливающие в упор детей и женщин, четвертующие людей… Эти люди ничего общего с исламом не имеют. Тем не менее, Запад представляет их именно исламистами.
- Что же происходит в Ираке в настоящее время?
- Это большей частью шиитское государство, где американцы тоже успели наследить и совершить несколько непростительных ошибок. Во времена Саддама Хусейна это была страна, где правило суннитское меньшинство. Но в ходе известных событий Саддам Хусейн сдался американцам - именно сдался, а не был ими обнаружен. Он был уверен, что американцы его пощадят, так как он вел проамериканскую политику - война с Ираном, ввод войск в Кувейт. Но американцы не оставляют в живых таких свидетелей, которые многое знают и когда-то где-то это могут рассказать. С его смертью в Ираке сложилась новая конъектура, когда власть к рукам прибрало шиитское большинство страны. Но и тут премьер-министр Нури аль-Малики совершил несколько ошибок. Он сумел настроить против себя всех недовольных, в том числе бывших отщепенцев, сторонников диктатора и т.д. Движимый пылом реваншизма он оставил их всех без паев, без надежды и в Ирак хлынула боевая группировка ИГИЛ, которая быстро начала рекрутировать в свой состав недовольных.
Следует отметить, что Ирак является важным звеном между Ираном и Средиземным морем. Еще два года назад Тегеран, Дамаск и Багдад заключили газовое соглашение о прокладке газопровода до сирийского побережья Средиземного моря. Это тот самый маршрут, о котором уже давно грезит Вашингтон. Он намерен вывести в основном катарский газ к Средиземному морю и пристрелить одной пулей нескольких зайцев: поумерить газовые амбиции России, удружить своим партнерам в Персидском заливе, а шиитские государственные образования оставить без паев. Поэтому не случайно, что американцы хотели разорвать шиитскую дугу, начинающуюся в Восточном Афганистане и заканчивающуюся на сирийском побережье Средиземного моря, включая Хезболлу. Они мечтали нанести разящий удар по самому хребту шиитского организма и для этого задействовали отбросы общества из разных стран - Саудовской Аравии, Марокко, Мали, в том числе из Азербайджана, снабдили оружием, дали деньги и объяснили план действий.
Во-вторых, на Западе реально существует план образования новых государств на Ближнем Востоке, так как это выгодный геополитический бизнес и проект оправдывает себя полностью. Дело в том, что когда рождаются новые государства, идет новое строительство, тут на подмогу приходят западные компании, становящиеся партнерами в институциональном, экономическом, социальном, инфраструктурном строительстве и т.д. Ирак - выгодный плацдарм для создания там минимум трех государств, а то и четырех. Сирия также выгодна для расчленения. В связи с этим создается выгодная геополитическая конъюктура, где американцы со своими европейскими союзниками могут сыграть свой бал. В данном случае согласно последним заявлениям Курдистан близок к оформлению собственной независимости, с чем вроде не согласны американцы, но Израиль полностью поддерживает это новое образование и он многое сделал для этого.
Кстати, есть предпосылки для расчленения государств Ближнего Востока по мазхабам (школа шариатского права в исламе). Скажем, шиитское и суннитское государства на территории нынешнего Ирака, то же самое может произойти и в Саудовской Аравии. В арабских монархиях понимают опасность этого пути, но верят, что в итоге смогут сманеврировать и остаться целыми. Однако, это их глубокое заблуждение. Как показывают события последних лет, ни в коем случае нельзя давать возможность для возникновения в государстве внутренних распрей, ибо когда они возникают, то остановить их уже невозможно. То есть, лучше предупредить пожар, чем его тушить. Поэтому американцы сейчас предпринимают все усилия, чтобы сосредоточить радикальные группировки в Ираке на расчленение этой страны. Это будет первый этап. В дальнейшем возможно расчленение Иордании, хотя это не большое государство. А также таких государств, как Саудовская Аравия, Кувейт, то есть там, где есть этнические и религиозные меньшинства.
- Удастся ли радикалам свергнуть правительство Нури аль-Малики?
- Дело в том, что Малики несколько опоздал с принятием опережающих мер. Он как раз начал тушить уже возникший пожар, дав ему возникнуть. Поэтому сейчас все будет зависеть от того, как поведет себя иракская армия, точнее то, что от нее осталось. Дело в том, что в Ираке слово религиозного лидера аль-Систани котируется выше слова действующего премьера или президента Ирака. Кстати, президента Талабани вообще не слышно. Он взял на себя чисто представительские функции. Разруливание ситуации на себя взял Малики. По сути Ирак сейчас является парламентской страной. Многое сейчас будет зависеть от того, насколько политические и религиозные институты этой страны смогут наладить между собой диалог. С другой стороны, в Ираке имеется не мало суннитских лидеров, не желающих расчленения страны и поддерживающих шиитского лидера аль-Систани, выдав ему вотум доверия.
- Стоит ли иракским шиитам ждать помощи со стороны Ирана?
- Скорее всего Иран не будет открыто вмешиваться и вводить войска. Безусловно, в случае ввода регулярных войск Тегеран без труда решит всю проблему, но это же приведет к интернационализации внутрииракского конфликта. Ведь это будет расценено мусульманским сообществом, как вмешательство во внутрииракский конфликт и его превращение в войну между шиитами и суннитами. В этот конфликт вмешаются многие суннитские арабские государства. Этого не хочет сам Иран, ибо шиитов намного меньше, чем суннитов в мире. Данный конфликта выльется в бойню, всколыхнет весь регион и может даже вызвать мировую войну. Тегеран понимает все это и действует очень осторожно, зондируя почву. Поэтому Иран введет войска только в исключительном случае, когда выхода другого не будет. Тегеран всячески провоцируют на это. К примеру, зная трепетное отношение Ирана к таким шиитским святыням, как Кербела, Неджеф, ас-Самара, группировка «Исламское государство» заявляет о священном походе именно на эти города, чтобы задеть чувствительный нерв Ирана. Пока Иран держится, не поддается на провокации.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать