• пятница, 19 Апреля, 05:41
  • Baku Баку 18°C

…И музей с музеем говорит

26 июля 2014 | 11:05
…И музей с музеем говорит

СОДРУЖЕСТВО
Вчера в Баку состоялась церемония заключения Договора о сотрудничестве между Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Национальным музеем искусств Азербайджана, который подписали их руководители - Владимир Прокопцов и Чингиз Фарзалиев.
Документ подтвердил намерение осуществлять и развивать сотрудничество в сфере культуры и искусства, организуя его по самым приоритетным направлениям, в числе которых - обмен выставками, проведение конференций, семинаров, симпозиумов, тренингов в музейном формате.
Стороны предварительно договорились сотрудничать в работе по охране, консервации и реставрации движимых культурных ценностей, обмениваться опытом по созданию электронного каталога, повышению квалификации музейных кадров, внедрению современных технологий, участию в международных программах и проектах, порядок которых будет определяться специальными контрактами. Сама же церемония прошла в праздничной обстановке, в присутствии представителей дипломатических служб, прессы и множества гостей, в своих выступлениях с удовлетворением отметивших, что проект становится еще одним подтверждением того, что музейное дело в Беларуси и Азербайджане переживает необычайно активный расцвет и перспективы партнерства здесь обширные.
Накануне торжественного мероприятия в доверительной и неторопливой беседе с Чингизом Фарзалиевым мне представилась возможность познакомиться с авторами проекта и со стартовой площадкой, с которой начинается проект.
- С чего начинается проект? - задумчиво повторяет мой вопрос директор Национального художественного музея Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Иванович Прокопцов. - Ну, если коротко и в то же время глобально… За десятилетия наши музеи, уполномоченные собирать, хранить и изучать богатства национальной культуры, достигли в выполнении этих задач немалых успехов, а теперь акцент делается на все более активную работу с широкой общественностью, достоянием которой и следует делать знания об их духовной ценности.
- Сегодня эта общественность ждет более индивидуального подхода и к себе, в отличие от прежних, практически изживших себя форм.
- …что мы называем современными технологиями.
- Емкое понятие. Чего только оно не подразумевает!
- Хотите сказать, что даже трудно представить…
- Но давайте все-таки представим - ведь сегодня вы не начинаете с нуля. Сколько за последние годы сделано хорошего, как изменился критерий взгляда со стороны и самооценки самих сотрудников этой сферы. Расскажите, пожалуйста, о Национальном художественном музее Республики Беларусь, который вы возглавляете с…
- С марта 1998 года.
- Вы художник по образованию?
- И по образованию тоже. Об этом написано в справочнике в Интернете.
- Тогда я коротко процитирую ее...
«Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института и аспирантуру при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР. Кандидат искусствоведения. Лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации «Музейное дело» (2007), полученной за введение в строй нового корпуса музея.
Под руководством В.И.Прокопцова активизировалась международная деятельность музея, заключены договоры о сотрудничестве с ведущими экспозициями стран СНГ и Европы, Китая, благодаря чему состоялся ряд заметных проектов. В.И.Прокопцов активно участвует в художественных выставках как живописец, его полотна хранятся в коллекциях ведущих музеев страны. На I Национальном форуме «Музеи Беларуси» признан лучшим музейным руководителем. Удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь». Автор многих статей и книг по белорусскому изобразительному искусству ХХ века, по музейному делу. Является членом Белорусского союза литературно-художественных критиков и Белорусского союза художников, Белорусского комитета ICOM (International Council of Museums), комиссии Республики Беларусь по делам UNESCO, подкомитета по присуждению Государственных премий в области литературы, искусства и архитектуры, почетным членом Российской академии художеств».

- Это о вас! Но и о музее…
- О музее скажем так. Национальный художественный музей основан в Минске 24 января 1939 года как Государственная картинная галерея БССР. В Великую Отечественную войну коллекция, которую не успели эвакуировать, была почти полностью утрачена. Возвращена только небольшая часть произведений, найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии и минчанами - в разоренном Минске. Уцелели также произведения, которые накануне войны увезли на выставки, проходившие тогда в России.
На сегодняшний день Национальный художественный музей, имеющий несколько филиалов в городах страны, является одним из самых богатых в Восточной Европе. В нем содержатся такие коллекции, как древнебелорусское искусство, белорусское искусство XIX века, русское искусство XVIII - начала XX веков, искусство стран Востока XIV-XX веков, европейское искусство XVI-XX веков и белорусское искусство XX века. Сейчас в этом крупнейшем в стране собрании национального и зарубежного искусства хранится боле 30 тысяч экспонатов, которые формируют 21 коллекцию памятников искусства Беларуси, стран и народов мира.
- И вот с этим богатством ведется та самая серьезная работа, с которой и начался наш разговор?
- Как вы понимаете, это тот самый этап, который сейчас определяет все наши успехи и озабоченность. В составе музея - научные отделы древнебелорусского, современного белорусского, русского и зарубежного искусства, а также отделы научно-просветительской, научно-фондовой и научно-реставрационной работ.
- Однако массовой научную деятельность сотрудников, направленную на всестороннее изучение коллекций и отдельных произведений, создание электронного каталога и карточек фондов, не назовешь. Она для узкого круга.
- Ой, нет! Если б вы могли представить себе резонанс работы именно этих служб…
- Постараюсь, если расскажете.
- И не только расскажу… Смотрите, сколько литературы мы издаем. Конечно, привез я только небольшую часть последних новинок, но неспроста о нас говорят, что музей сейчас переживает издательский бум. Если прежде изредка печатали серьезные монографии, научные исследования о творчестве самых выдающихся мастеров, то сейчас сериями издаем подготовленные серьезными критиками книжицы небольшого формата с научно-популярным текстом о творчестве мастеров, которые посетители охотно раскупают в нашем киоске.
- Зарабатываете деньги?
- Это и есть пропаганда. Не с целью заработка, а во имя искусства, что ныне очень поощряется во всем мире. Выпускаемые буклеты, открытки, значки, даже магнитики с изображением лучших, достойных восхищения работ белорусских живописцев и графиков раскупаются великолепно. Поверьте, хотя это в некотором роде и доход, но и серьезный вклад именно в пропаганду раритетов.
- Как я понимаю, работы прибавилось не только потому, что увеличились коллекции и во весь рост встала задача сделать их предметом большего внимания со стороны посетителей. Ведь статус независимой страны неизмеримо увеличил объем материала, достойного внимания и пропаганды в лучшем понимании этого определения?
- Замечательный вопрос. В том-то и дело! Никому не в укор скажу, что еще сравнительно недавно каждый из нас был «советским человеком» и только потом уже - белорусом или азербайджанцем. Соответственно и раритеты имели какую-то нивелированную ценность, а значит, такими «числились» и приоритеты.
- И потому чаще других экспонатов отлеживались в фондах, редко попадая под свет софитов, освещающих обычно полотна, удостоившиеся чести быть выставленными в экспозициях вообще и престижных залах в частности.
- Когда я говорю, что в год мы проводим до 50 выставок, я радуюсь не только тому, что в таких случаях увеличивается число посетителей, что вернисаж - это минута славы для художника. Главное еще и в том, что в музей приходят праздники, знаменующие появление новых идей, эмоций, новых форм музейной работы, родившихся благодаря поискам. И открывшейся свободы самовыражения, национальной гордости, национального самосознания.
- Главное, что это находит поддержку со стороны государства!
- Еще как находит! На 90% разрушенный фашистами и десятилетиями отстраивавшийся Минск давно уже имеет внушительных размеров музейный комплекс, где размещаются наши хранилища и выставочные залы, об объемах которых я уже говорил. Однако именно в эти дни начинается освоение суммы в 48 миллионов долларов, выделенной на нынешний год на расширение музейного комплекса Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, неизменно проявляющим заботу о развитии культуры в стране.
- Это так в духе времени, и у вас много идей, на воплощение которых можно с пользой потратить такие средства.
- Ныне особенно явно обозначился интерес мировой общественности, в том числе и туристов, к национальной идентичности наших народов, а нам есть что показать, и с гордостью. Как и вам - одна только архитектура азербайджанской столицы чего стоит, памятники средневекового зодчества, культовые сооружения, ковры, старинные музыкальные инструменты, одежда, кухня, наконец! Не говоря уже об экспозиции, с которой бегло успел ознакомиться.
- Дело за более активным внедрением современных технологий?
- И созданием более комфортных условий, в чем мы и намерены сотрудничать так, как постепенно привыкает это делать цивилизованный мир.
- Вы имеете в виду качество обслуживания посетителей?
- И его. Но более всего - качество хранения художественных ценностей, условия их популяризации. Помнится, в дни реконструкции и оснащения Национального музея искусств Азербайджана коллеги из Баку побывали у нас, чтобы проконсультироваться, прежде чем приступить к монтированию у себя системы климат-контроля…
- Теперь контактов будет больше, и по самым разным вопросам. Ведь и наш музей развивается небывалыми темами./b>
- В Баку я побывал семь лет назад, и теперь просто не узнаю ни Музей искусств, ни сам город. Расскажите, Чингиз муаллим, и вы, а то вся я, да все о себе…
- У нас все началось с личной инициативы Президента Азербайджана, - вступает в разговор возглавляющий с 2010 года Национальный музей искусств Азербайджана профессор Чингиз Фарзалиев, профессионал, активно занимающийся исследовательской работой, результатом которой стал выход в свет серьезных печатных изданий, а также осуществляется проект, в рамках которого в серии «Народное достояние» в 2014 году выпущено 38 книг о художниках Азербайджана. - Помнится, по завершении государственного визита в Казахстан Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, отвечая в аэропорту на вопросы встречавших его представителей прессы, в частности сказал, что восхищен размахом музейного строительства в этой стране. И что намерен поставить вопрос о необходимости рассмотреть состояние существующих в нашей стране музеев и принять необходимые решения по оживлению их работы.
- Не потому ли именно вас в числе самых уважаемых гостей пригласили на днях в Астану на торжественную церемонию открытия Национального музея Республики Казахстан, построенного по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева, - спрашиваю Чингиз муаллима.
- Все может быть. Сегодня мне есть что рассказать коллегам, друзьям, гостям и соотечественникам о том, как благодаря политической воле главы государства коренным образом изменились не только Музей искусств, но и другие объекты культуры Азербайджана. У нас не случайно слово «музей» ассоциируется с храмом, где благоговейная тишина наполнена энергетикой минувших лет, раритетов, хранящих тепло не только рук, но и чувств их создателей и владельцев. Дело в том, что первым создававшимся в стране музеям были предоставлены роскошные особняки, в свое время построенные крупными азербайджанскими предпринимателями и нефтепромышленниками, и собирательство предметов и произведений искусств, представляющих историческую ценность вообще и для азербайджанского народа в частности, началось в них. Так, в доме Гаджи Зейналабдина Тагиева, построенном в 1893-1902 годы по проекту замечательного архитектора Йозефа Гославского, давно уже размещается Музей истории Азербайджана. В на редкость красивом, построенном в 1888 году по проекту гражданского инженера фон дер Нонне особняке управляющего делами барона Ротшильда - Дебура на бывшей Садовой улице, и сегодня отличающемся помпезным убранством залов, разместили Музей искусств, чьи изысканно декорированные залы гармонируют с вольготно расположившимися экспонатами собрания. Этому музею в 1992 году передали апартаменты построенной еще в 1885 году на бывшей Садовой улице по проекту Михаила Денисовича Ботова Мариинской гимназии с просторными и отличающимися добротностью светлыми комнатами, в одной из которых, кстати, мы сейчас беседуем.
- Да, здесь сердцем ощущаешь ауру, при которой знакомство со стариной, исторической памятью носит камерный характер, когда доверительный тон экскурсовода и возможность хоть мысленно уединиться с тем или иным экспонатом буквально берут за душу, подчас и на всю жизнь.
- Однако это обстоятельство и потребовало особой решимости и огромных затрат, потому что такие исторические особняки требуют бережного обращения, а не получая его, за прошедший век заметно обветшали.
- Собственно, расцвет наших музеев с того и начался, что в марте 2007 года Президент Ильхам Алиев подписал Распоряжение «Об улучшении музейного дела в Азербайджанской Республике»./b>
- Да, с тех пор в нашей стране внимание к музейному делу кардинально изменилось - многое сделано и по сей день ведется большая работа, свидетельствующая об огромной заботе государства о сохранении национального культурного наследия азербайджанского народа для грядущих поколений. И не только в виде реконструкции, установки современного оборудования и даже сооружения дополнительных хранилищ и других помещений, но и обеспечивающая комфортные условия и сотрудникам, и посетителям, и… экспонатам.
- Бакинцы давно уже привыкли к тому, что в Национальном музее искусств Азербайджана проводятся персональные выставки наших художников и гостей из ближнего и дальнего зарубежья.
- Да, огромный резонанс имел обширный показ шедевров из Франции, предметов военного искусства из Японии, мощные концептуальные экспозиции, среди которых и сегодня впечатляет знаковый для музея проект «На рубеже веков». Это наглядный пример трансформации искусства, переход от сурового стиля социалистического реализма к современному свободному искусству. Практически на этой выставке, как и при подготовке выпущенной «Антологии азербайджанского искусства», мы постарались взглянуть на азербайджанскую живопись, скульптуру и графику как на часть общей картины мира с точки зрения нашего времени, уяснить, какие изменения она претерпела со сменой формаций, ценностей и эталонов прекрасного.
- Жаль, что Владимир Иванович не видит этой обширной и вдумчивой работы бакинцев...
- Отчего же. Я многое уже бегло просмотрел в ваших богатейших залах, кое-чему успел позавидовать. Ну и встречаться, думаю, теперь - как связанные договором партнеры - будем чаще.
Но когда Чингиз муаллим сказал:
- Я найду возможность переслать вам вот эти тяжелые фолианты - «Антологию азербайджанской живописи», «Национальный музей искусств Азербайджана», «Народное искусство Азербайджана» и впервые за долгую историю существования появившийся у Азербайджанского государственного музея искусств собственный альбом-каталог «Живопись Азербайджана», - гость торопливо ему возразил:
- Нет-нет, с такими ценными подарками, как изданные на высоком полиграфическом и научном уровне фундаментальные труды, я не расстанусь! Благо теперь есть прямой авиарейс Баку-Минск. Два часа, и мы дома. В Минске или в Баку.
Спасибо вам за гостеприимство и за ваш чудесный край, богатый не только своей природой и рукотворными шедеврами, но и красивыми, талантливыми и душевными людьми.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать