• пятница, 29 Марта, 14:27
  • Baku Баку 14°C

Победная поступь Эрдогана

15 августа 2014 | 17:16
Победная поступь Эрдогана

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Лето 2001-го. Турция. Анкара. Небольшой университетский отель Билькент. Среди расположившихся людей в одной из его комнат заметно волнение. В основном это достаточно молодые люди, но среди них выделяется один, к которому все время обращаются с вопросами другие присутствующие в комнате. Он спокойно отвечает, стараясь снять ощутимое напряжение.
14 августа 2001 года группа из шести человек подала заявление в министерство внутренних дел Турции о создании 39-й политической партии в стране. В ней отсутствовал лидер будущей партии Реджеп Тайип Эрдоган, которому закон запрещал входить в состав учредителей политической партии как гражданину, имеющему судимость. Но именно он наиболее спокоен, хотя по тому, как довольно часто смотрит на телефон, также чувствуется, что его гложет беспокойство.
Вот, наконец, раздался звонок. По телефону сообщили, что заявление в МВД принято, что означало автоматическое юридическое оформление партии.
Раздались радостные восклицания. Эрдоган подошел к окну и некоторое время молчал. Когда он повернулся, соратники увидели на его лице не улыбку, а твердую решимость. Он ждал этого, он знал что делал, и знает что делать. Именно тогда он заявил: «С этого дня в Турции все будет по-новому».
***
Новоизбранный президент Турецкой Республики, председатель Партии справедливости и развития, Реджеп Тайип Эрдоган родился в стамбульском районе Бейоглу 26 февраля 1954 года.
В это время в Турции было не принято демонстрировать свою религиозность. Благодаря первому президенту Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку ислам стал сферой личной жизни. Возможно, именно в детские годы Реджеп лелеял мысль о том, чтобы Турция освободилась от этой пристальной опеки людей в военной форме, ибо сам с детства был весьма религиозен.
Рассказывают, что однажды Эрдоган оказался единственным учеником в классе, который не постеснялся произнести молитву по просьбе учителя. Его остановило лишь то, что вместо молельного коврика учитель расстелил перед ним газету. Тогда Реджеп заявил, что не станет молиться на газете, где на фотографиях изображены люди, ведь это будет выглядеть как идолопоклонство.
В 1965-м Эрдоган окончил начальную школу Пийале Паша, а в 1973-м - религиозный лицей имама Хатипа в Стамбуле. Поскольку диплома религиозного лицея было недостаточно для поступления в большинство университетов, он также сдал дополнительные экзамены в лицее Эйюп.
В то же время из-за бедности семьи Эрдоган был вынужден заниматься уличной торговлей. С 1969 г. на протяжении долгого времени Эрдоган также активно занимался футболом в составе ряда юношеских команд, причем втайне от своего отца, не одобрявшего это увлечение.
В 14-15 лет он был капитаном школьной команды и имел прозвище «имам Беккенбауэр»: Беккенбауэр - в честь лучшего футболиста Европы 1970-х, а имам - потому что перед каждой игрой он заставлял молиться своих товарищей, даже нерелигиозных. Однако увлечение футболом не помешало ему поступить на факультет экономики и управления университета Мармара в Стамбуле.
В политику Реджеп Эрдоган попал во многом благодаря своему кумиру - лидеру и основателю Партии национального спасения Неджеметдину Эрбакану. С Эрбаканом Реджеп познакомился, будучи студентом. И уже совсем скоро стал одним из лидеров партии Эрбакана «Рефах». Эрдоган неоднократно выдвигал свою кандидатуру на выборах в турецкий парламент, а также на пост мэра Стамбула. В 1991-м Эрдоган стал депутатом парламента от «Рефах» .
Прекрасно образованный (Эрдоган владеет английским и арабскими языками), отличающийся выдающимися ораторскими способностями, великолепными организаторскими качествами, зримой харизмой лидера и неуемной энергией, он был выдвинут от «Рефаха» в 1994 г. на должность мэра Стамбула. Все эти достоинства вкупе с тем, что Эрдоган являлся примерным семьянином (у него четверо детей) подтолкнуло нацию отдать за него свои голоса и избрать молодого политика главой крупнейшего мегаполиса Турции.
Будучи мэром Эрдоган показал себя как прекрасный управленец. Но вместе с тем он всячески демонстрировал приверженность исламу. Однако демонстративный исламизм сыграл с ним злую шутку. 12 декабря 1997 г. на встрече со сторонниками «Рефаха» Эрдоган продекламировал стихотворение известного националистического поэта Зии Гекалпа, за что был осужден на десять месяцев.
В тюрьме Эрдоган провел четыре месяца и вышел из нее самым популярным политиком в Турции. В 1998 г. он воссоздал «Рефах», но уже с новым названием - Партия добродетели. Впрочем, в 2001 г. запретили и ее.
Кипучая энергия Эрдогана была зримо видна в его работе над развитием своего детища - Партии справедливости и развития, эмблемой которой стала ярко горящая лампочка. Отсюда и любимый лозунг членов партии: «Адрес светлой и просвещенной Турции - ПСР».
Результаты ноябрьских парламентских выборов 2002 г. произвели на многие круги, как в Турции, так и за рубежом, шокирующее впечатление. ПСР именовали партией происламского толка. И то, что ПСР одержала в известной светскими традициями Турции внушительную победу на выборах, получив 34,5% голосов избирателей, вызывало ощутимую тревогу.
Эрдоган из-за ограничений в отношении лиц, имеющих судимость по «политической» статье, не смог принять участие в парламентских выборах 2002 г. Но тотчас после изменения законодательства в марте 2003-го он на повторных выборах в провинции Сиирт был избран в парламент, а уже через несколько дней стал премьер-министром Турецкой Республики. Он сумел обойти все преграды и выиграл.
После блестящей победы ПСР на Западе прозвучали однозначные заявления о приходе к власти в Турции клерикалов и консерваторов. Многие западные средства массовой информации, политологи и эксперты предрекали, что Турция может потерять доверие США, НАТО, европейских стран, а также многих влиятельных международных экономических, политических и финансовых структур. Однако Эрдоган смог проявить себя как блестящий дипломат.
Умело лавируя, он сумел установить достаточно теплые отношения с США, при этом внутри страны проводя свою политику несмотря ни на что. Интересно заявление бывшего тогда президентом США Дж.Буша-младшего: «Премьер-министр Турции осуществил в своей стране важные реформы, которые заметно усилили турецкую экономику, поставив ее на службу населению. Я считаю господина Эрдогана своим другом и человеком мира, мне приятно общаться с ним».
Вот так. И это - несмотря на известные в то время в отношениях между двумя странами разногласия. Эрдогану удалось сохранить отношения с Белым домом на достаточно высоком уровне стратегического партнерства.
При этом администрация Эрдогана сумела наглядно показать как Вашингтону, так и всему миру умение принимать жесткие решения в защиту своих интересов даже тогда, когда эти решения не устраивали Белый дом. Так наглядно проводя, в общем-то, ощутимую независимую политику, Эрдоган добивался весомого международного признания.
Не отступая ни на йоту от своих принципов, наглядно демонстрируя в действиях приоритетность государственных интересов Турции, Эрдоган не скрывал и своих политических амбиций. И блестяще полемизировал по этому вопросу со своими оппонентами.
Как-то, когда его в очередной раз обвинили в набожности и стремлении занять пост президента Турции, он ответил: «А разве религиозный человек не может быть главой государства?». Возразить этому было невозможно.
Однако время для его президентства тогда еще не пришло. На этот пост был выдвинут его ближайший соратник Абдулла Гюль. Но и эту кандидатуру в 2007 г. заблокировали. Это привело к политическому кризису, из которого Эрдоган вышел с блеском.
В июле того же года проведены досрочные парламентские выборы, на которых ПСР вновь получила значительное большинство, что все же позволило ей провести Гюля в президенты. Эрдоган выиграл.
В марте 2008 г. генпрокурор Турции потребовал прекратить деятельность ПСР и запретить ее основным функционерам, в том числе Эрдогану и Гюлю, участвовать в каких-либо партиях в течение пяти лет. В ответ турецкий парламент 1 мая с подачи Эрдогана принял символическую поправку к статье 301, смягчив ее формулировку и наказание за ее нарушение.
В июле 2008 г. Верховный суд Турции объявил о незаконности мартовского требования генпрокурора. Эрдоган опять выиграл.
В январе 2009 г. на ВЭФ в Давосе Эрдоган стал участником эпизода, когда его ответ на выступление президента Израиля Шимона Переса относительно военного конфликта в секторе Газа был прерван ведущим дискуссию корреспондентом Washington Post. Эрдоган отказался участвовать в дальнейшей работе форума и демонстративно покинул конференцию. По возвращении в Турцию в аэропорту Стамбула он был встречен бурной поддержкой турецких граждан, выражавших свою солидарность с позицией премьер-министра.
Далее последовала «Флотилия свободы» в мае 2010 г., приведшая к резкой конфронтации отношений между Турцией и Израилем. Это также способствовало популяризации Эрдогана у себя в стране и во всем исламском мире.
Но одновременно с успехами в умелой дипломатической игре он получил очень серьезную проблему. Именно в это время между Эрдоганом и его союзником - богословом и общественным деятелем Фетхуллахом Гюленом возникли разногласия. Гюлен публично подверг Эрдогана жесткой критике за то, что тот решился на эту авантюру с «Флотилией».
Премьер сначала завуалированно, а со временем все более открыто выражал свое недовольство тем, что богослов, пусть и весьма авторитетный, пытается его поучать, как действовать в политике.
Но маски были сброшены после крупного коррупционного скандала, разразившегося в декабре прошлого года. В результате подготовленной в строжайшем секрете операции «Большая взятка» были арестованы 52 человека из окружения Эрдогана. Среди них - видные предприниматели, члены ПСР, топ-менеджеры государственного банка Halkbank. Под стражей оказались сыновья трех министров. И даже сын самого Эрдогана - Билал - получил повестку в суд. Однако привлечь его к ответственности так и не удалось. Эрдоган вновь оказался в выигрыше.
Борьба между Гюленом и Эрдоганом продолжается до сих пор, и, думаю, даже после победных для Эрдогана президентских выборов это противостояние будет держать в напряжении политический истеблишмент.
Нельзя не отметить еще одну большую проблему Эрдогана - военные. Он умело лавировал в борьбе с генералитетом. То клятвенно уверял их в своей лояльности идеям Ататюрка, то раз за разом советовался с ними по разным вопросам и делал все возможное для того, чтобы усыпить их бдительность.
А потом резко перешел в атаку. Пересажал чуть ли не весь генералитет, гордость турецких вооруженных сил. А совсем недавно началось освобождение офицеров из казематов - что интересно, опять с благословения Эрдогана.
Он показал свою силу, а на данный момент их освобождение могло помочь ему. Чем? Да в борьбе с Гюленом! Эрдоган догадывался, как к нему относятся освобожденные военные. Но он также знал, что Гюлена господа офицеры абсолютно не выносят. Он надеялся, что бывшие узники и их сторонники и соратники из военных, околовоенных и прочих кругов сделают все возможное, чтобы к власти пришел не человек Гюлена. Это был еще один расчетливый ход Эрдогана в этой игре. Рискованно? Да, но был получен нужный результат.
Далее все сложилось весьма удачно. Преднамеренно или нет, но оппозиция ему подыграла. Дело в том, что единым кандидатом оппозиции был выдвинут экс-генсек Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу.
Выбор, мягко говоря, странный. Ихсаноглу имел репутацию консерватора и «просвещенного исламиста», а ему предстояло представлять интересы той части общества, что критикует Эрдогана за отход от введенных еще Ататюрком светских традиций.
Часть «светской оппозиции» справедливо решила, что на президентских выборах она оказалась лишенной «своего» кандидата. И эта самая часть отошла к Эрдогану. Первые всенародные президентские выборы завершились в первом туре. Второй тур не понадобился. Эрдоган опять выиграл.
***
10 августа 2014-го. Реджеп Тайип Эрдоган избран 12-м президентом Турции. Он победил. Он президент.
За время своего премьерства он сделал многое. Страна уже не та. Это уже не кемалистская Турция, он не дал ей стать и гюленовской. Но назвать Турцию эрдогановской пока тоже нельзя. Однако это еще не все. Нужно идти дальше. Реальных полномочий он лишен. Однако все изменится, если из парламентской республики Турция превратится в президентскую.
Правда, для изменения формы государственного управления придется изменить Основной закон Турции. Но Эрдогана это нисколько не смущает.
Наблюдая за ним во время его выступлений и даже когда он просто молчит, в его твердом взгляде можно прочесть то, что впервые он произнес в Анкаре без четырех дней 13 лет тому назад, в комнате студенческого отеля Билькент: «В Турции все должно быть по-новому!»

Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать