• пятница, 29 Марта, 11:50
  • Baku Баку 5°C

Каспий лучше не трогать

02 сентября 2014 | 12:46
Каспий лучше не трогать

КОММЕНТАРИЙ
Переговоры по поводу Транскаспийского газопровода (ТКГ), в которых участвуют Азербайджан, Туркменистан и Евросоюз, снова активизировались. Комментируя данный вопрос нашему корреспонденту, российский политический эксперт Дмитрий Верхотуров заявил, что первопричиной этого стали события в Украине, подтолкнувшие Европу к поиску альтернативных источников газа, заставив вспомнить о давнем проекте, реализация которого практически была отложена в долгий ящик.
Как считает политолог, Россия будет выступать против строительства газопровода, поскольку в сложившихся политических условиях проект несет в себе определенные риски.
Экологические угрозы
- Аргументы для такой позиции есть - и политические и экологические, - считает эксперт. - Проблема в том, что Транскаспийский газопровод всерьез угрожает биосфере Каспийского моря, в первую очередь популяциям рыб. При прокладке дюкера будут подняты донные отложения, нарушены грифоны, из которых сочится природный газ (на Абшеронском пороге, где собираются проложить газопровод, таких выбросов много). Как доказал опыт прокладки других подводных газопроводов, это крайне негативно сказывается на состоянии биоресурсов. Если в других акваториях это можно претерпеть, то на Каспии - в замкнутом водоеме - газопровод, по сути, перегородит море пополам, нарушив тем самым пути прохода рыб.
При землетрясениях на Абшеронском пороге выделяется метан, который приводит к массовым заморам рыб, изменению их миграции, отравлению. Бывали годы, когда после землетрясений фактически не было промышленного лова - настолько сильно выбросы метана влияли на морскую биосферу. А тут предлагается запустить в море трубу, по которой в год будет прокачиваться до 30 млрд. кубометров газа. Любая авария на этом газопроводе, техногенная или вызванная природными явлениями, например, тем же землетрясением, неизбежно приведет к колоссальному удару по рыбной популяции Каспийского моря. Учитывая, что Абшеронский порог трясет регулярно, такая авария может быть запрограммированной, а усилия России по восстановлению рыбных ресурсов Каспия неизбежно пойдут насмарку.
Политические аргументы
По мнению Д.Верхотурова, такой расклад предполагает следующие политические аргументы. Во-первых, газопровод собираются строить без окончательного решения по разделу дна Каспийского моря. Во-вторых, что самое важное, экологический риск от него, по существу, перечеркивает все соглашения по охране природы в акватории моря. Встает вопрос: в чем тогда ценность достигнутых соглашений и подписанных договоров?
- Если газопровод будет построен, это торпедирует вообще весь политический процесс по Каспийскому морю, поскольку станет очевидно, что любые соглашения, договоры, протоколы, подписанные прикаспийскими государствами, - все это стоит немногим более бумаги, на которой они напечатаны. Потому что наши партнеры сначала долго ведут переговоры, заключают соглашение, а потом де-факто отменяют его ради сиюминутной экономической выгоды, как это получилось с экологическим пакетом. Конечно, это кому-то может показаться очень выгодным: сначала подписать соглашение, а потом явочным порядком его нарушить.
Туркменистан, например, именно так и делает: подписывает экологические соглашения и продолжает строить на побережье все новые и новые объекты нефтегазовой отрасли - вот новый химкомбинат затеяли в Карабогазе. Во всех туркменских планах записано, что рост добычи и переработки нефти в Прикаспийском регионе у него будет только возрастать. Со всеми вытекающими экологическими угрозами, - констатирует эксперт.
Где выход?
Согласно оценкам российского аналитика, по возможности необходимо минимизировать строительство подводной инфраструктуры на Каспии.
- Особенно если учесть, что ее и так построено много, один только Азербайджан имеет более тысячи километров подводных нефтепроводов, - отмечает эксперт. - Что же касается транспортной инфраструктуры, то наиболее рациональный подход может заключаться в строительстве кольцевой системы нефте- и газопроводов на удалении примерно 20-30 км от моря, за пределами площади максимальной трансгрессии Каспия, использовании этой системы всеми прикаспийскими странами сообща. Есть уже ряд трубопроводов, которые можно включить в систему, и этот вариант был бы наиболее благоприятным для экологии Каспийского моря, - предполагает он.
Евроинтеграция
По словам Д.Верхотурова, европейская экспансия на Кавказе не остановится с евроинтеграцией Грузии.
- Дело в том, что Европе нужны не новые партнеры или формальные участники, а новые рынки сбыта для экспортной продукции. Восточная Европа все эти годы была именно таким рынком сбыта, и евроинтеграция в значительной степени разорила эти страны.
Мыслимо ли было 20 лет назад представить, что Болгария, снабжавшая весь СССР своим маринованным перцем, будет теперь его ввозить? Или что на Украину пойдет импортное французское сало? Тем не менее, это произошло. Конечно, с Молдовы и Грузии мало что возьмешь, хотя и там местное вино на рынке сменится французским или испанским, и для политики евроинтеграции встает проблема поиска нового и достаточно емкого платежеспособного рынка. Рассмотрев все возможные варианты, нетрудно прийти к выводу, что осталась чуть ли не единственная страна, которую можно попробовать евроинтегрировать. Это, конечно, Азербайджан.
Если это так, то можно в общих чертах обрисовать дальнейшее развитие ситуации. Сначала европейцы будут расписывать все преимущества евроинтеграции, обещать и даже предлагать кредит на строительство этого самого ТКГ. То есть сначала будут строиться воздушные замки. Все что угодно, только подпишите договор. Стоит Азербайджану пойти на это, как сразу же прозвучат требования: регулирование рынка, квоты, европейские стандарты (по опыту стран Восточной Европы, они приводили к выжиманию местных производителей с рынка). Конечно, под это будут даваться кредиты и помощь, но в итоге Азербайджан может столкнуться с угрозой утраты своего производства, так как рынок будет заполнен европейскими товарами, азербайджанская нефть и газ будут работать на Европу, а вся выручка от экспорта углеводородов пойдет на оплату европейского импорта, что крайне невыгодно, - подчеркивает Д.Верхотуров.
Россия попытается помешать Азербайджану перейти в лагерь евроинтеграции, при этом используя собственный арсенал средств, включая в том числе и кардинальное решение нагорно-карабахского конфликта, возможно, даже и вовсе не так, как ожидают в Баку, полагает эксперт.
При этом ни Евросоюз, ни НАТО, ни США не рискнут входить в прямой военный конфликт с Россией ради Азербайджана - для них выгода гораздо дороже любых соглашений и обещаний.
Ната НАСИБОВА
banner

Советуем почитать