• вторник, 16 Апреля, 21:08
  • Baku Баку 18°C

Война с тенью

14 сентября 2014 | 12:39
Война с тенью

Эксклюзивное интервью газеты «Каспiй» с политологом Тофиком Аббасовым
- В одной из наших предыдущих бесед вы говорили о том, что террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) создана американскими спецслужбами. Но всю последнюю неделю мы могли наблюдать, как ВВС США подвергают позиции боевиков массированным бомбоштурмовым ударам. Как это объяснить?
- Во-первых, американцы сейчас заняты созданием коалиции для противодействия ИГ, но наряду с этим они всякий раз подчеркивают тот факт, что не собираются вводить в Ирак войска, даже ограниченный контингент, предпочитая действовать с воздуха. Налицо применение полумер, так как одними бомбовыми ударами (при этом надо еще разобраться, насколько они эффективны) невозможно добиться победы в борьбе с таким быстрорастущим организмом, как ИГ.
Поэтому в свое время, когда американцы подпитывали подобные террористические группы, они направляли их чужими руками именно в те регионы, где сосредоточены стратегические интересы США. А сейчас на фоне всех этих событий мы наблюдаем за процессом кристаллизации дееспособных сил, которые действительно заинтересованы и должны противостоять силам ИГ. В данном случае то, что имело место в городке Амирли на севере Ирака, где некоторое время под властью ИГ находились местные туркманы, то даже Турция отказалась заниматься их освобождением под предлогом нахождения в заложниках у исламистов около 40 турецких дипломатов. То есть Анкара, беспокоясь о сохранности их жизни, не могла пойти на силовое освобождение. Как известно, этим занялись иранские силы спецназначения и успешно его осуществили.
Американцы заявляют, что в вопросе борьбы с ИГ делают ставку на Турцию, как страну, граничащую с Ираком, Ираном и Сирией, а также обладающую необходимым военным потенциалом. Однако и Анкара ведет себя странно и непонятно, отказываясь от любого вмешательства под прикрытием защиты своих дипломатов.
Американцы в свое время выпустили джинна из бутылки, но загонять его обратно не торопятся. Все происходит вдали от границ США и соответствует манере Вашингтона вести боевые действия на другом конце мира. А когда американцы устают от активных боевых действий, то переходят к пассивным операциям вроде бомбовых ударов и дипломатических усилий. Но реального эффекта от этого нет.
- В последнее время мы не видим и особых успехов ИГ. К примеру, войска, подконтрольные Багдаду, перешли в контрнаступление и освободили часть территории. Также успешное сопротивление боевикам оказывают курды и сирийские правительственные войска. Насколько велики шансы ИГ на победу хотя бы на территории Ирака?
- Когда мы говорим об организациях вроде ИГ и «Аль-Каида», которые, кстати, договорились объединиться, то они в свое время специально создавались с целью имитации внешнего врага, угрожающего западным ценностям, их либерализму.
Генеральная репетиция создания данных сил проходила еще в советский период, во время войны в Афганистане. Тогда была заложена основа исламских группировок. После распада СССР мир вздохнул с облегчением, не опасаясь новых войн. Но недолго тянулась мирная идиллия. В 2001 году случился «911», мир столкнулся с новой, еще более опасной угрозой терроризма, когда противник все больше имеет очертания тени, чем реальные контуры. Новому врагу американцы дали название «исламский терроризм».
Недавние события на Среднем Востоке, связанные с появлением ИГ, вначале носили взрывной характер, когда новая организация громко заявила о себе, заняв значительную территорию Ирака. Позже их действия приняли более спокойный латентный характер.
Тем более что руководство ИГ прекрасно понимает: несмотря на первоначальные успехи, их окончательная победа невозможна. Но при этом они надеются держать в напряжении огромный регион, где сосредоточены интересы многих стран мира и расположены богатейшие ресурсы углеводородов.
Более того, ИГ в глазах западных спецслужб является наиболее эффективным хирургическим инструментом для проведения необходимых операций по расчленению некоторых государств на Ближнем и Среднем Востоке и созданию новых границ. Речь идет о таких государствах, как Саудовская Аравия, Ирак, Сирия, Иордания. То есть в нынешний период в большой геополитической игре задействуются не государства, а влиятельные группировки, позиционирующие себя в качестве самостоятельных акторов, способных изменить сложившуюся политическую карту Ближнего и Среднего Востока.
- Кстати, о картах. Относительно недавно в СМИ была распространена карта нового Исламского халифата, созданная ИГ. В его состав включены многие государства мира. Кроме того, представители ИГ выступили с претензией на лидирующую роль в исламском мире, заявив о поддержке мусульман Индии. Насколько велики шансы ИГ?
- Безусловно, это нереально. Но ИГ подпитывается материально, оружием, боеприпасами со стороны американских и израильских спецслужб. А создание такого рода карт, где указано одно государство, поглотившее многие соседние, пугает людей, держит в подвешенном состоянии те политические круги, которые в состоянии строить, созидать, наводить мосты дружбы между народами, обеспечивать беспрепятственное движение капиталов и услуг. Западные спецслужбы стараются внушить страх подобными картами и организациями в первую очередь элите существующих государств. Они говорят им: «Господа, товарищи, даже братья. Вы очень уязвимы. И для того чтобы уцелеть, вам необходимо поближе держаться к нам, большей частью принимать во внимание и исполнять именно наши рекомендации, и в этом случае, возможно, мы вас спасем. Ну, на крайний случай, возможно, совместными усилиями уцелеем».
Все, что сейчас происходит на севере Африки, Ближнем и Среднем Востоке, умело управляется извне из центров, географически далеко от них расположенных. Хотя иногда боевики добираются и до стран Запада: теракты в метро Лондона и Мадрида. Но все это делается для обозначения исламской угрозы, ради чего осуществляются жестокие теракты с большим количеством жертв, как это было в Мадриде. Все это элементы одного сценария, призванные убедить европейскую общественность и весь мир, что исламские террористы это не разговоры, а реальная угроза, которую никто не может игнорировать, особенно живя по соседству или же в зоне уже имеющегося конфликта.
Для этого растут бюджеты военных структур, оправдываются милитаристские планы некоторых правительств и международных организаций, как НАТО. В частности наводится ужас на постсоветское пространство, так как оно в планах западных спецслужб также рассматривается как весьма перспективное с точки зрения наличия богатых ресурсами недр.
- Недавно ИГ выступило с угрозами в адрес России, обещая начать боевые действия в Чечне и на Северном Кавказе. Насколько это реально?
- О каких угрозах тут говорить, если война на Северном Кавказе уже идет. Западные спецслужбы давно сделали на Северном Кавказе закладочку, когда там появились различные абу-омары и шамили басаевы. Первая часть этой партии была успешно осуществлена, когда правительство Ельцина из-за своей бездарности клюнуло на удочку западных спецслужб и кинуло огромную массу войск вместе с бронетехникой в горы Северного Кавказа. В итоге власти России сели в лужу, а на Северном Кавказе было создано множество очагов конфликта. Именно тогда с помощью большой крови была заложена основа для дестабилизации Северного Кавказа. В настоящее время в различных районах региона действуют джамааты, не подчиняющиеся федеральной власти. Они являются необходимыми акторами будущего конфликта, и уже определены потенциальные противники.
Поэтому угрозы со стороны ИГ дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе нелепы, поскольку ситуация и так давно дестабилизирована. Сейчас мы имеем возможность наблюдать там тлеющий конфликт, способный в любой момент пережить новую вспышку и охватить новые регионы. И вообще, сделать территорию Северного Кавказа зоной большого насилия.
Поэтому я уверен, что в данном контексте ИГ говорит устами Вашингтона, Лондона и прочих государств, заинтересованных в общей дестабилизации обстановки на Евразийском континенте, с тем чтобы потом иметь возможность влиять на ход событий и процессов.
- Насколько ИГ представляет собой угрозу для Азербайджана?
- Ни одна страна не защищена от воздействия этих мракобесов, которые чуть ли не ежедневно оглашают свои планы, озвучивают угрозы в отношении тех или иных государств. Азербайджан в этом плане не является исключением, и прежде всего потому, что это дееспособная страна, проводящая яркую политику, благоразумно принимающая решения по поводу регионального развития, сотрудничающая с Европой. Поэтому Азербайджан не может не являться целью для деструктивных сил.
Как следствие, если завтра какой-нибудь новоявленный мракобес озвучит свои враждебные планы в отношении Азербайджана, то это меня не удивит. Другой вопрос, что в стране царит порядок, правительство проводит адекватную политику, умудряется предвосхищать негативные посылы и тренды. Уровень подготовки сил МНБ на должном уровне, позволяет обезвреживать различные группировки и банды в различных регионах республики, пресекая их раскольнические и диверсионные планы. То есть ситуация под надежным контролем. Поэтому и в будущем все деструктивные силы, действующие против Азербайджана, будут нейтрализованы.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать