• пятница, 29 Марта, 09:41
  • Baku Баку 5°C

Прорывы маловероятны

24 сентября 2014 | 13:46
Прорывы маловероятны

ПОЛИТИКА
Четвертый Каспийский саммит пройдет 29 сентября в Астрахани. В нем примут участие президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.
Ожидается, что на саммите будут обсуждены ключевые вопросы взаимодействия прибрежных стран на Каспийском море, ход реализации решений, принятых на предыдущем саммите в Баку в 2010 году, а также намечены приоритетные направления сотрудничества между государствами региона на перспективу. Предполагается подписание многосторонних документов.
Чего реально стоит ждать прикаспийским государствам от этого саммита и какие документы могут быть на нем подписаны. На эти и другие вопросы газеты «Каспiй» отвечают известные отечественные эксперты и политологи.
Чингиз Исмайлов, руководитель Центра регионального развития:
- Если со стороны России будут представлены какие-то новые прорывные предложения, то можно ожидать продвижения по различным проблемным вопросам. Я специально акцентирую свое внимание на России, так как она сейчас находится в непростом геополитическом положении. Поэтому Москва заинтересована в достижении хоть какого-то прорыва на дипломатических переговорах по другим конфликтным вопросам, чтобы показать свою способность к решению проблемных вопросов в регионе. Другое дело - хочет ли она этого?
На саммите конечно могут принять различные декларации, но без разработанного механизма их имплементаций, без взаимоучета интересов всех прикаспийских стран, эти соглашения не будут работать, оставшись лишь на бумаге.
Что касается вопроса статуса, то в его отношении абсолютно никаких продвижений не будет. Хотя компромисс стороны могут найти в вопросе раздела дна и общности водной поверхности. К примеру, Азербайджан, Россия и Казахстан пришли к согласию по секторальному делению морского дна. В отношении же поверхности Каспия существует предложение Москвы о ее неделимости и общем пользовании с выделением 12-мильной зоны в прибрежных водах. В целом Баку может пойти на компромисс и согласиться с российским предложением по общей водной поверхности, но вопрос упирается в ширину прибрежной зоны. Мы считаем необходимым расширить ее до 45 миль, так как 12-мильная зона применяется для государств, омываемых океанами. В случае с Каспием нужен иной подход. Тем более, что даже в Конституции Азербайджана наш сектор Каспия включен в государственные границы республики.
Я уверен, что долго упорствовать нет смысла и Баку в итоге пойдет на компромиссное соглашение с Москвой. Россия сделала же жест, уступив в вопросе раздела дна, так и нам надо уступить.
Рустам Мамедов, политолог, эксперт по вопросам Каспия:
- На грядущем саммите глав прикаспийских государств в Астрахани планируется подписание только одной конвенции по защите биоресурсов Каспия. Это известно точно. Насчет всех прочих соглашений и меморандумов, я не уверен. К примеру, прийти к соглашению по военно-политической безопасности на Каспии прикаспийским государствам не удалось. Сложившаяся ситуация мне напоминает преддверие Бакинского саммита глав прикаспийских государств, когда в последний момент и с большим трудом удалось протащить через подписание соглашение по безопасности, которое в итоге свелось лишь к экологической безопасности и общей борьбе с наркотрафиком и незаконной торговли оружием. Это все в общей сложности составляет не более 10% от всего комплекса безопасности на Каспии.
Что касается террористических угроз, то на данном этапе реальной угрозы со стороны терроризма на Каспии не существует. Кто будет организовывать терроризм: Иран, Туркменистан? Их тут же пресекут. Азербайджану и Казахстану в этом нет необходимости. Наши страны заняты реальным бизнесом, закладывают «Южный газовый коридор». Остается Россия, если учитывать террористов на Северном Кавказе. Но в то же время, Москва их контролирует и пока она сама этого не захочет, ничего не произойдет. К тому же не думаю, что Россия сегодня находится в том положении, чтобы искать себе лишние проблемы.
Возвращаясь к саммиту хочу отметить, что хотя основной формат переговоров будет пятисторонним, но параллельно планируются двухсторонние и трехсторонние встречи президентов. Я надеюсь, что Россия, Азербайджан и Иран придут к какому-то общему знаменателю. Иран сейчас очень обеспокоен сложившейся ситуацией, так как под боком у него война в Сирии, война с ИГ, не стабильная ситуация в Афганистане. Другими словами у Ирана уязвимое положение и он может стать реальной жертвой всего этого процесса. Поэтому Тегеран заинтересован получить союзника. Я не думаю, что если бы этой ситуации не было бы, то Иран вел себя с Азербайджаном так корректно. Однако сейчас ситуация такова, что иранцы вынуждены дружить с Азербайджаном и с Россией.
Помимо этого, параллельно будут проходить переговоры между Азербайджаном и Ираном, между Азербайджаном и Туркменистаном, Казахстаном и соответственно с Россией. Я надеюсь, что к какому-то реальному результату они придут. Ведь переговоры продолжаются и постоянно официальные лица России приезжают в Баку, уточняются какие-то детали. Ситуация сейчас очень сложная, уязвимая, поэтому официальные лица не хотят допустить раньше времени утечки информации, чтобы не помешать переговорному процессу.
Расим Агаев, политолог:
- Грядущий саммит проходит в условиях периода самоопределения большинства его участников. Россия определилась со своей стратегией. Очевидно, что она желает утвердиться в качестве если не второй, то одной из больших держав с присущим таким государствам набором отличий: зона влияния, зона жизненно важных интересов. К тому же Москва желает, чтобы с нею считались в Евразии.
Остальные участники находятся на перепутье. Они продолжают свой дрейф в независимом состоянии, но вынуждены учитывать геополитические перемены, уже наступившие или грядущие. Речь идет о политике США в последние годы, которая стала принимать все более явные черты гегемонизма. Последние события в Ираке, Сирии с появлением ИГ, вся эта возня, куда уже оказались замешаны курды и турки, а также опасность того, что это может выплеснуться в соседние регионы - последствия американской политики. Одни эксперты считают, что это неудачная политика Обамы, другие полагают, что мы имеем дело с продолжением политики США, сформированной после развала СССР. Этой политике пока еще сопротивляется Россия, страны Западной Европы, исламский мир. К тому же некоторые вопросы по поводу американской политики возникают на всем постсоветском пространстве - от Баку до Астаны.
Причина этого сопротивления на постсоветском пространстве заключается в нежелании бывших советских республик, относительно недавно отказавшихся от прежнего гегемона - СССР, перейти под контроль нового. К тому же никто не желает быть втянутым в кровавые разборки, которыми чревата подобная политика США.
В такой ситуации будет проходить очередной саммит глав прикаспийских государств. Сюда также следует добавить факт серьезных перемен вокруг Ирана, что накладывает особый отпечаток на переговоры на саммите.
Можно ожидать, что в Астрахани будет сделан серьезный шаг в определении статуса Каспия. Об этом много говорится в последнее время. Но именно сейчас вызрели определенные геополитические причины для этого шага, несмотря на наличие многих проблемных вопросов в связи со статусом. Дело в том, что сейчас Россия может смягчить свою позиции по этому вопросу в условиях ее нелегкого геополитического положения. Москва очень опасается дальнейшего проникновения Вашингтона в зону своих интересов. Кремль пойдет на компромиссы, чтобы сблизиться с группой прикаспийских постсоветских государств и Ираном, позиционирующем себя в качестве самостоятельной величины регионального масштаба.
Не уверен, что в этих условиях нам нужно ждать каких-то прорывных решений на предстоящем саммите, но шаги, приближающие наши страны к принятию такого решения в будущем вполне может быть принято. Если бы ожидался прорыв, то какие-то отголоски мы бы уже услышали.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать